К списку статей

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11[фото]

В течение 1936-1937 годов на заводе имени Сталина (ЗиС) полным ходом велись работы по проектированию специального укороченного шасси ЗИС-6К с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз, и дополнительным задним рулем. Полученные конструкторами положительные результаты позволили приступить зимой 1938 г. к созданию нового тяжелого бронеавтомобиля БА-11. За компоновку отвечал инженер А.С. Айзенберг, шасси занимались конструкторы Д.В. Саломатин, Б.М. Филатов, В.Н. Смолин и другие. Одновременно на Ижорском заводе под руководством инженера А.Н. Баранова проектировался достаточно совершенный по тем временам бронекорпус.

Уже к концу 1938 г.  на ЗиСе были собраны несколько экспериментальных шасси ЗИС-34 с макетами бронекорпусов, а в 1939 г. из стен Ижорского завода вышли первые два бронеавтомобиля БА-11. После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать конвейерную сборку шасси ЗИС-34, и за два последующих года – с 1940 по 1941 – было собрано 16 новых бронемашин.

Тяжелый пушечный бронеавтомобиль БА-11 был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, двумя ведущими задними осями и двумя постами управления. Полностью закрытый приземистый корпус сваривался из катаных броневых листов толщиной 10-13 мм, которые устанавливались под большими углами наклона. Крыша и днище изготавливались из 8-мм и 4-мм бронелистов соответственно. Такая броневая защита довольно надежно защищала экипаж, состоящий из 4 человек, а также жизненно важные части бронемашины от поражения обычными и бронебойными пулями, а также осколками малокалиберных снарядов и мин. Бронекорпус устанавливался на укороченную на 400 мм раму шасси, передний мост которого был усилен, чтобы выдержать увеличение нагрузки. В целом дизайн БА-11 отличался элегантностью и завершенностью.

В отделении управления, расположенном позади моторного отсека, размещались рабочие места водителя и командира бронеавтомобиля. Водитель сидел слева, а командир – справа – там, где в скошенном лобовом листе корпуса в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ. Командир не только вел огонь с этого пулемета, но и обеспечивал внешнюю связь с помощью дуплексной радиостанции 71-ТК-3. С той же стороны – чуть ниже уровня крыши моторного отсека в месте ее соединения с лобовым листом отделения управления – на борту корпуса находился шарнирный вывод штыревой антенны, которая могла поворачиваться вперед и укладываться вдоль передней части корпуса. Для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-3. Обзор членам экипажа обеспечивали пулестойкие приборы наблюдения ПТ-К, которыми были оборудованы смотровые щели бронекрышки лобового окна, боковых дверей и башни.

Для посадки экипажа в бронемашину в обоих бортах имелись двери неправильной формы с сильно закругленными углами. Чистоту боковых поверхностей не нарушали лишние детали, даже петли дверей были внутренними. Разрабатывая корпус для БА-11, конструкторы отошли от прежней формы крыши с ярко выраженной ступенькой, которая была характерна для бронемашин БА-6 и БА-10. Крыша на БА-11 осталась разновысокой, но вместо ступеньки задняя часть крыши отделения управления приобрела сильный скос. В скругленной кормовой части машины был оборудован полноценный задний пост управления.

В задней части корпуса на крыше боевого отделения была установлена низкая коническая башня кругового вращения, сваренная из 13-мм листов броневой стали. На крыше башни имелся люк полукруглой формы, крышка которого откидывалась вперед. Через люк можно было вести наблюдение за местностью, а при необходимости войти в машину или покинуть ее.

В качестве основного вооружения в башне были установлена 45-мм пушка 20К и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Для ведения прицельной стрельбы в распоряжении наводчика имелись телескопический прицел ТОП образца 1930 г. и перископический панорамный прицел образца 1932 г. Вращение башни осуществлялось механизмом поворота с ручным приводом. Возимый боекомплект насчитывал 114 артвыстрелов и 3087 патронов к пулеметам.

В передней части корпуса бронеавтомобиля в удлиненном моторном отсеке был установлен карбюраторный шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения ЗИС-16, форсированный за счет увеличения степени сжатия, частоты вращения и улучшения наполнения цилиндров до 68,4 кВт (93 л.с.). С алюминиевой головкой блока его мощность достигала 72,8 кВт (99 л.с.). Надежность работы двигателя повышало дублированное зажигание – от магнето и от аккумуляторной батареи. Свечи были экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему.

Двигатель ЗИС-16 взаимодействовал с трансмиссией, в состав которой входили двухдисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач с демультипликатором, карданные передачи и дифференциалы. Наличие реверса в демультипликаторе в сумме давало 9 передач вперед и 6 назад, причем скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Такая силовая установка позволяла бронемашине с боевой массой 8,13 т развивать на дорогах с твердым покрытием максимальную скорость 64 км/ч. С полными топливными баками машина имела запас хода 316 км.

В неполноприводной (6Х4) ходовой части с усиленным передним мостом и подвеской на полуэллиптических рессорах использовались колеса с пулестойкими шинами типа ГК. Колеса ведущих задних осей были двухскатными и располагались в нишах; с боков их частично прикрывали плоские бронеэкраны, которые смыкались сзади с крыльями. Для повышения проходимости на задние скаты надевались вездеходные гусеницы типа «оверолл». Надевание гусениц силами экипажа занимало 10-15 мин. В походном положении гусеничные ленты размещались вокруг задней части корпуса. На бортах нижней части корпуса перед отделением управления крепились запасные колеса, которые свободно вращались на своих осях и при движении по пересеченной местности способствовали преодолению рвов, канав и насыпей, не позволяя машине сесть на днище. Все это позволяло БА-11 преодолевать подъемы крутизной до 22°, рвы шириной 0,9 м и броды глубиной 0,65 м.

Для езды в темное время суток бронеавтомобиль был оборудован двумя фарами, которые устанавливались на небольших кронштейнах, на передних крыльях.

По бронезащите и огневой мощи, а также по подвижности и запасу хода бронеавтомобиль БА-11 несколько превосходил легкий танк Т-26. При той же мощности двигателя на шоссе он развивал вдвое большую скорость, что и предопределило основное боевое назначение новой машины – маневренная огневая поддержка наступающей пехоты и кавалерии; качественное усиление автобронесоединений, вооруженных средними машинами; борьба с бронеобъектами и огневыми точками противника.

В 1940 г.на базе бронемашины БА-11 была разработана модификация БА-11Д с шестицилиндровым дизельным двигателем ЗИС-Д-7 мощностью 70,6-72,1 кВт (96-98 л.с.) при 2200 об/мин, разработанным конструкторами П.В. Сметанниковым, В.А. Будниковым и И.И. Мочалиным. Из-за более тяжелого двигателя масса машины возросла до 8,65 т, однако за счет его большей экономичности запас хода при той же емкости топливных баков (150 л) увеличился до 420 км. Максимальная скорость на шоссе снизилась до 48 км/ч, но лучшие тяговые характеристики дизеля позволили поднять среднюю скорость на шоссе до 39,8 км/ч, что было неплохо для бронеавтомобиля такого класса. Использование дизеля позволило повысить и пожарную безопасность машины. К сожалению, до войны промышленности не удалось освоить дизель Д-7.

 В начальный период войны бронеавтомобили БА-11 применялись на Ленинградском фронте, и, хотя по своим боевым характеристикам новая бронемашина значительно превосходила состоявшие тогда на вооружении БА-10, широко развернуть ее производство не удалось, т.к. Ижорский завод был отрезан блокадой Ленинграда.      

Тактико-технические характеристики тяжелого бронеавтомобиля БА-11

  

Боевая масса, т

8,13

Экипаж, человек

4

Габаритные размеры, м

 

Длина

5,295

Ширина

2,49

Высота

2,39

Колесная база

3,55

Дорожный просвет

0,29

Бронирование, мм

 

башня

13

лоб корпуса

13

борт корпуса

10-13

корма корпуса

13

крыша

8

днище

4

Вооружение

45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ

Боекомплект

114 артвыстрелов, 3087 патронов

Двигатель

ЗИС-16, 6-цилиндровый, рядный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощность 68,4 кВт (93 л.с.)

Удельная мощность, кВт/т

8,41

Максимальная скорость км/ч

64

Запас хода, км

316

Запас топлива, л

150

Преодолеваемые препятствия:

 

Подъем, градусов

22

Крен, градусов

24

Стенка, м

0,3

Ров, м

0,9

Брод, м

0,65

 

В работе над статьей были использованы материалы из книги:

1. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры, 1904-1946 гг. – Мн.: ООО «Харвест», 2004



Хостинг от uCoz