Полугусеничный бронеавтомобиль
БА-30
В 1937 г. специалисты
НАТИ разработали на базе опытной полугусеничной машины НАТИ-3 полугусеничный
бронеавтомобиль БА-30. В том же году была построена небольшая партия этих
машин, которые зимой 1940 г. во время финской кампании использовались частями
РККА в качестве артиллерийского тягача.
Бронеавтомобиль Ба-30
построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя,
управляющими передними колесами и ведущим гусеничным движителем заднего
расположения. Полностью закрытый корпус сваривался из листов катаной стали
толщиной 6 мм, которые устанавливались по бортам с небольшим наклоном.
Бронировка кормовых и лобовых листов имела заметно большие углы наклона, что
повышало пулестойкость довольно тонких бронелистов. Тем не менее, такая
броневая защита была откровенно слабой для бронеавтомобиля, поэтому во время
Зимней войны с Финляндией БА-30 использовались главным образом только для
выполнения вспомогательных задач. Для входа и выхода из машины в бортах имелись
прямоугольные двери с наружными петлями.
В отделении
управления, расположенном за моторным отсеком, слева располагалось сиденье
водителя, справа от него – сиденье командира машины. Обзор им обеспечивали два
лобовых окна, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и две смотровые
щели в бортовых дверях. В обязанности командира машины входило поддержание
радиосвязи с помощью радиостанции 71-ТК-1, которая вместе с поручневой
антенной, смонтированной на кронштейнах вокруг корпуса, входила в состав
стандартного оборудования.
На крыше задней части
корпуса была установлена позаимствованная у бронеавтомобиля БА-20 коническая
башня кругового вращения с маленьким бронекуполом, являвшимся крышкой башенного
люка и при открывании откидывавшимся назад. В лобовом листе башни в шаровой
установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ, наводившийся на цель в
вертикальной плоскости в секторе от -13 до +23. Возимый боекомплект к нему
составлял 1512 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью
механического привода.
В передней части в
моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный
двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, развивавший мощность 36,7 кВт (50
л.с.), что позволяло 4,6-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердой
поверхностью с максимальной скоростью 37 км/ч. При полной заправке топливом
БА-30 мог пройти от 165 до 253 км в зависимости от дороги.
Доступ к двигателю и
его узлам с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали откидная крышка
бронекапота, и небольшие эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В
переднем бронелисте последнего, выштампованного в форме широкой буквы V,
имелись две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток
охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки
закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками
снарядов и мин. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая
подвижная панель, которая находилась позади откидной крышки бронекапота.
В состав ходовой части
БА-30 входили: передняя ось с односкатными колесами, «обутыми» в пулестойкие
шины типа ГК, и ведущий гусеничный движитель, который применительно к одному
борту, состоял из направляющих и
ведущего колес, четырех обрезиненных опорных катков малого диаметра, сбалансированных
попарно в две балансирные тележки, одного поддерживающего ролика и
резинометаллических гусеничных лент.
Тактико-технические характеристики
полугусеничного бронеавтомобиля БА-30
Боевая масса, т |
4,6 |
Экипаж, человек |
3 |
Габаритные размеры, мм |
|
Длина, м |
4,94 |
Ширина, м |
2,4 |
Высота, м |
2,34 |
Дорожный просвет, м |
0,3 |
Бронирование, мм |
6 |
Вооружение |
7,62-мм пулемет ДТ |
Боекомплект |
1512 |
Двигатель |
ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, карбюраторный рядный,
жидкостного охлаждения, мощность 36,7 кВт (50 л.с.) |
Удельная мощность, кВт/т |
7,98 |
Максимальная скорость км/ч |
37 |
Запас хода, км |
|
По шоссе |
253 |
По проселку |
165 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
Подъем, градусов |
32 |
Брод, м |
- |
В работе над статьей были использованы
материалы из книги:
1. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетанкового
вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и
бронетранспортеры, 1904-1946 гг. – Мн.: ООО «Харвест», 2004