К списку статей

Полугусеничный бронеавтомобиль БА-30

 

В 1937 г. специалисты НАТИ разработали на базе опытной полугусеничной машины НАТИ-3 полугусеничный бронеавтомобиль БА-30. В том же году была построена небольшая партия этих машин, которые зимой 1940 г. во время финской кампании использовались частями РККА в качестве артиллерийского тягача.

Бронеавтомобиль Ба-30 построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, управляющими передними колесами и ведущим гусеничным движителем заднего расположения. Полностью закрытый корпус сваривался из листов катаной стали толщиной 6 мм, которые устанавливались по бортам с небольшим наклоном. Бронировка кормовых и лобовых листов имела заметно большие углы наклона, что повышало пулестойкость довольно тонких бронелистов. Тем не менее, такая броневая защита была откровенно слабой для бронеавтомобиля, поэтому во время Зимней войны с Финляндией БА-30 использовались главным образом только для выполнения вспомогательных задач. Для входа и выхода из машины в бортах имелись прямоугольные двери с наружными петлями.

В отделении управления, расположенном за моторным отсеком, слева располагалось сиденье водителя, справа от него – сиденье командира машины. Обзор им обеспечивали два лобовых окна, оборудованных бронекрышками со смотровыми щелями, и две смотровые щели в бортовых дверях. В обязанности командира машины входило поддержание радиосвязи с помощью радиостанции 71-ТК-1, которая вместе с поручневой антенной, смонтированной на кронштейнах вокруг корпуса, входила в состав стандартного оборудования.

На крыше задней части корпуса была установлена позаимствованная у бронеавтомобиля БА-20 коническая башня кругового вращения с маленьким бронекуполом, являвшимся крышкой башенного люка и при открывании откидывавшимся назад. В лобовом листе башни в шаровой установке был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ, наводившийся на цель в вертикальной плоскости в секторе от -13 до +23. Возимый боекомплект к нему составлял 1512 патронов. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механического привода.

В передней части в моторном отсеке был установлен четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.), что позволяло 4,6-тонной бронемашине двигаться по дорогам с твердой поверхностью с максимальной скоростью 37 км/ч. При полной заправке топливом БА-30 мог пройти от 165 до 253 км в зависимости от дороги.

Доступ к двигателю и его узлам с целью ремонта и текущего обслуживания обеспечивали откидная крышка бронекапота, и небольшие эксплуатационные люки в бортах моторного отсека. В переднем бронелисте последнего, выштампованного в форме широкой буквы V, имелись две подвижные створки на шарнирных петлях, которые регулировали приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю. В боевой обстановке бронестворки закрывались, чтобы предотвратить повреждение радиатора пулями и осколками снарядов и мин. Циркуляцию воздуха в моторном отсеке обеспечивала узкая подвижная панель, которая находилась позади откидной крышки бронекапота.

В состав ходовой части БА-30 входили: передняя ось с односкатными колесами, «обутыми» в пулестойкие шины типа ГК, и ведущий гусеничный движитель, который применительно к одному борту, состоял  из направляющих и ведущего колес, четырех обрезиненных опорных катков малого диаметра, сбалансированных попарно в две балансирные тележки, одного поддерживающего ролика и резинометаллических  гусеничных лент.

 

Тактико-технические характеристики полугусеничного бронеавтомобиля БА-30

 

Боевая масса, т

4,6

Экипаж, человек

3

Габаритные размеры, мм

 

Длина, м

4,94

Ширина, м

2,4

Высота, м

2,34

Дорожный просвет, м

0,3

Бронирование, мм

6

Вооружение

7,62-мм пулемет ДТ

Боекомплект

1512

Двигатель

ГАЗ-М1, 4-цилиндровый, карбюраторный рядный, жидкостного охлаждения, мощность 36,7 кВт (50 л.с.)

Удельная мощность, кВт/т

7,98

Максимальная скорость км/ч

37

Запас хода, км

 

По шоссе

253

По проселку

165

Преодолеваемые препятствия:

 

Подъем, градусов

32

Брод, м

-

 

В работе над статьей были использованы материалы из книги:

1. Холявский Г.Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры, 1904-1946 гг. – Мн.: ООО «Харвест», 2004

 



Хостинг от uCoz