В 1940 г. фирма «Хамбер»
(Humber) разработала легкий разведывательный бронеавтомобиль на
базе своего заднеприводного (4х2) легкового автомобиля «Супер Снайп». С 1940
по 1943 год было изготовлено 3600 машин в пяти модификациях.
Первая модель,
получившая обозначение «Хамбер» Mk I
«Айронсайд» имела открытый сверху корпус, который изготавливался из листовой
стали толщиной 12 мм. Все вооружение бронеавтомобиля состояло из легкого 7,7-мм
пулемета «Брен», перевозимого внутри корпуса, и 2 7,7-мм ружей «Ли Энфилд»,
принадлежащих членам экипажа. Для постановки дымовых завес слева на лобовом
листе корпуса крепился дымовой гранатомет. В качестве средства связи
бронеавтомобиль оборудовался радиостанцией №19. Экипаж машины состоял из трех
человек: командира, водителя и стрелка-радиста.
В моторном отделении в
передней части корпуса устанавливался шестицилиндровый карбюраторный рядный
двигатель жидкостного охлаждения «Хамбер» с рабочим объемом 4088 см3,
развивавший мощность 87 л.с. (64 кВт) при 3300 оборотах в минуту, что позволяло
2,8-тонной машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной
скорость 98 км/ч. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой
входили: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка
передач, гидравлические тормоза с вакуумным усилителем. В заднеприводной
ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах использовались
колеса с шинами размером 9,25-16.
Следующая модификация
«Хамбер» Mk II
отличалась тем, что на ней появился щит с амбразурами для установки вооружения:
14-мм противотанкового ружья «Бойс» и 7,7-мм ручного пулемета «Брен». Корпус
машины изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм. Боевая масса броневика
немного увеличилась и составила 2,98 тонны.
«Хамбер» Mk III уже заметно отличался от предыдущих
моделей: над корпусом появилась крыша с прямоугольным отверстием в переднем
левом углу – над тем местом, где устанавливалось противотанковое ружье «Бойс».
Вместе с тем, на крыше в задней части корпуса появилась небольшая пулеметная
башенка в форме усеченного конуса. В качестве средства связи на машине
устанавливалась радиостанция №19. Однако самое главное отличие заключалось в
том, что после доработки шасси бронеавтомобиль стал полноприводным (4х4). В его
ходовой части с подвеской на листовых полуэллиптических рессорах (у передних
колес - поперечная) применялись колеса с шинами размером 9,25-16.
Некоторое количество
этих машин оборудовалось дополнительной радиостанцией и отличалось
незначительными изменениями формы корпуса. Такие бронемашины выпускались под
обозначением «Хамбер» Mk IIIА.
Последней моделью в ряду легких разведывательных бронемашин стала модификация Mk IV, имевшая незначительные отличия от Mk IIIА.
Бронемашины этого типа
использовались в Тунисе (Mk III
в 56-м разведывательном полку 78-й пехотной дивизии), в Италии и Западной
Европе. Помимо армии они применялись в частях наземной разведки Королевских
ВВС.
После войны
разведывательные бронеавтомобили «Хамбер» использовались в британских частях в Индии
и на Дальнем Востоке.
Тактико-технические
характеристики легкого разведывательного бронеавтомобиля «Humber»
Mk III
Боевая масса, т |
3,3 |
Экипаж, человек |
3 |
Габаритные размеры, мм |
|
Длина |
4370 |
Ширина |
1880 |
Высота |
2160 |
Колесная база |
2838 |
Дорожный просвет |
230 |
Бронирование, мм |
12 |
Вооружение |
14-мм противотанковое ружье «Бойс», 7,7-мм
пулемет «Брен», 50,8-мм дымовой гранатомет |
Боекомплект |
- |
Двигатель |
«Хамбер», 6-цилиндровый, карбюраторный,
рядный, жидкостного охлаждения, рабочий объем 4088 см3, мощность 63,9 кВт при 3300 об/мин |
Удельная мощность, кВт/т |
19,36 |
Максимальная скорость км/ч |
|
По шоссе |
98 |
Запас хода, км |
280 |
Запас топлива, л |
- |
Преодолеваемые препятствия: |
|
Подъем, градусов |
- |
Брод, м |
- |