К списку статей

Десант на Крит (операция «Меркурий»)

 

 

Взгляд со стороны союзников

(текст взят из книги Д. Ричардс, X. Сондерс. Военно-воздушные силы  Великобритании во второй мировой войне 1939-1945 гг. Сокращенный перевод с английского.-М.: Военное изд. министерства обороны СССР—1963, расположенной по адресу http://eroplan.boom.ru/bibl/raf_wwII/pt1/raf1_7-2.htm)

 

 

20 мая немецкие воздушнодесантные войска высадились на острове Крит. План операции был подготовлен командующим немецкими воздушнодесантными войсками генералом Штудентом. 15 апреля он доложил о своем плане Герингу. На детальную разработку и осуществление плана операции потребовалось немногим более одного месяца. Нападение немцев на Крит могло явиться неожиданностью для защитников острова. Однако это было не так. Еще 26 апреля английской разведке было известно о намерении противника высадить на остров воздушный десант, а к 6 мая в руках англичан находилось большинство немецких приказов, касающихся проведения этой операции; была также известна приблизительная дата высадки немецких войск. Ни об одной из предшествующих операций противника мы не были так хорошо осведомлены, как об этой. К несчастью, это большое преимущество не могло компенсировать те затруднения, которые мы испытывали в сложившейся обстановке.

С ноября 1940 года английские войска несли гарнизонную службу в различных частях Крита. Однако вплоть до апреля 1941 года на острове не было ни одной постоянно базирующейся эскадрильи английских ВВС. В течение этого периода проводились работы по укреплению обороноспособности острова: строились аэродромы, устанавливались радиолокационные станции, создавались запасы горючего, бомб и боеприпасов. К сожалению, эти работы продвигались очень медленно.

К началу апреля на Крите были готовы к использованию только два аэродрома: Малеме и Гераклион — и посадочная площадка Ретимнон, которые находились на северном побережье острова. К этому времени Крит приобрел важное стратегическое значение: британские вооруженные силы находились в Греции, и Крит стал не только заправочным пунктом, но и основной базой английского военно-морского флота. В связи с тем что фронт союзных войск в Македонии рушился под ударами немцев, пребывание английских войск на Крите приобретало совершенно иной смысл. Вместо того чтобы отражать, как первоначально предполагалось, налеты противника на якорную стоянку флота, английские войска теперь должны были оборонять от намечавшегося вторжения немцев весь остров, длина которого составляет около 300 километров.

17 апреля командующим военно-воздушными силами Крита был назначен полковник Бимиш. Перед ним в первую очередь стояла задача обеспечить прием и размещение 30-й и 203-й эскадрилий, вооруженных самолетами «Бленхейм», которые перебрасывались на Крит из Египта, и истребителей, прибывавших из Греции. Последние должны были обеспечить прикрытие войск, эвакуировавшихся из Греции. С этой задачей Бимиш успешно справился.

В период с 1 по 20 мая из Египта на Крит было отправлено около 27 000 тонн различных грузов, однако в результате активных действий немецкой авиации большинство наших транспортов не сумело дойти до Крита и возвратилось в Египет. На Крит была доставлена только одна десятая часть этих грузов.

Теперь после завершения эвакуации английских войск из Греции гарнизон Крита насчитывал 28500 человек, усталых и плохо вооруженных. Для авиационной поддержки мы имели только остатки трех потрепанных в боях в Греции эскадрилий (33, 80 и 112-й) и одну эскадрилью морской авиации. К середине мая общая численность самолетного парка этих эскадрилий составляла 24 самолета, из них только 12 были исправными. 30-я и 203-я эскадрильи были к тому времени передислоцированы обратно в Египет. Немцы же имели для проведения операции около 15000 отлично подготовленных солдат и офицеров воздушнодесантных войск. Кроме того, 7000 человек должны были высадиться с кораблей.

В численном и тактическом отношении защитники Крита были сильнее своего противника. Но это преимущество отступало на задний план по сравнению с безраздельным господством, которого могли добиться немцы в воздухе. Противник имел в своем распоряжении 8-й авиационный корпус для прикрытия сил вторжения и 11-й авиационный корпус для осуществления вторжения. Немецкие авиационные корпуса в общей сложности насчитывали не менее 650 боевых самолетов (в том числе 430 бомбардировщиков и 180 истребителей), 700 транспортных самолетов и 80 планеров.

На Крите, как уже упоминалось, имелись всего два аэродрома и одна посадочная площадка, на которых можно было разместить не более пяти эскадрилий истребителей «Харрикейн». В начале мая такого количества истребителей не было в составе ВВС Среднего Востока. Даже в том случае если бы мы освободили две или три эскадрильи от выполнения других задач – что практически было невозможно, так как Мальта подвергалась непрерывным налетам вражеской авиации, а войска Роммеля стояли на границе Египта,— эти эскадрильи не смогли бы противостоять подавляющим силам противника. Переброска же на Крит дополнительного количества эскадрилий в условиях такого неравного соотношения сил привела бы, по мнению Теддера, который теперь занимал пост Лонгмора, убывшего в Лондон, лишь к дополнительным потерям и утрате Египта. Поэтому Теддер принял решение оставить на Крите имевшиеся там 12 истребителей, чтобы противник не мог осуществлять беспрепятственные налеты на остров. Выделять же для этой цели большее количестве самолетов он не хотел, так как они могли быть уничтожены на аэродромах. Решение Теддера было полностью одобрено Лондоном.

До середины мая самолеты 8-го авиационного корпуса, на который была возложена задача проведения подготовительных действий, связанных с захватом Крита, совершали налеты на наши корабли, находившиеся в бухте Суда и на подступах к острову. И хотя наши истребители «Гладиатор» и «Харрикейн» вылетали на перехват самолетов противника и неплохо справлялись с этой задачей, английский военно-морской флот все же понес тяжелые потери. 14 мая немецкая авиация переключила свои действия на аэродромы острова. Самолеты наносили удары с таким расчетом, чтобы, уничтожив наземное оборудование и подавив зенитную артиллерию, прикрывавшую аэродромы, оставить невредимым летные поля, которые немцы намеревались использовать в связи с предстоящей высадкой воздушного десанта. К исходу 18 мая у нас осталось только 7 боеспособных истребителей. По предложению полковника Бимиша, одобренному Теддером, эти самолеты 19 мая перелетели в Египет.

Подавив сопротивление английской истребительной авиации, утром 20 мая немцы начали высадку воздушного десанта на острове Крит. Общий замысел операции был весьма прост. Немецкие воздушнодесантные войска должны были высадиться в районах: аэродром Малеме, Кания, бухта Суда, Ретимнон и Гераклион. Они имели задачу захватить расположенные в этих районах аэродромы и участки побережья, затем, наступая вдоль побережья, все группы должны были соединиться и захватить весь прибрежный район. После этого на этот плацдарм высаживались подкрепления, перебрасываемые на самолетах и кораблях, в том числе отряд итальянских войск с Додеканесских островов. Собрав достаточное количество сил на прибрежном плацдарме, противник рассчитывал перейти отсюда в наступление и захватить весь остров. План захвата аэродрома Малеме состоял в следующем: утром в течение часа немецкая авиация производит интенсивную бомбардировку огневых позиций зенитной артиллерии, прикрывающей аэродром, затем высаживаются планерно-десантные войска и занимают позиции в непосредственной близости от аэродрома. После этого производится выброска парашютистов. Объединенными усилиями планерно-десантных войск и парашютистов захватывается аэродром, на котором должны немедленно приземлиться транспортные самолеты с войсками. Одновременно с этим выбрасывается воздушный десант в районе Кании. В Гераклионе и Ретимноне первый эшелон воздушного десанта, состоявший исключительно из парашютистов, должен был высадиться в полдень.

Фактически большая часть намеченного плана немцев потерпела неудачу. Атаки парашютистов, сброшенных в районах Гераклиона и Ретимнона, были отбиты. Немецким войскам, высадившимся на планерах в районе Кании, пришлось вести тяжелые бои. Транспорты, на которых перебрасывался морской десант, были потоплены или отогнаны английскими кораблями. Однако немцы прекрасно использовали то положение, которое создалось в районе Малеме, где и была решена судьба сражения за Крит. Немцы высадили с самолетов десантные войска на побережье и в высохшем русле реки Тавонитис как раз в то время, когда их самолеты совершали налет на позиции английских войск и последние не смогли оказать им сопротивления. К наступлению ночи 20 мая немцы овладели аэродромом Малеме. Утром 21 мая на аэродроме приземлились несколько отрядов парашютистов. Начиная с полудня на аэродром стали непрерывно прибывать транспортные самолеты «Юнкерс-52» с войсками. Все контратаки наших войск, проводившиеся в течение двух следующих дней с целью восстановления положения на Крите, успеха не имели. К 27 мая немцы перебросили на Крит от 20 до 30 тысяч человек. Наши гарнизоны в Гераклионе и Ретимноне оказались полностью окруженными войсками противника. Непрерывные налеты немецкой авиации в сочетании с сильным натиском наземных войск сломили волю защитников острова к дальнейшему сопротивлению.

На протяжении этой тяжелой недели английская авиация прилагала все усилия, чтобы повернуть ход сражения в свою пользу. Несмотря на темные ночи, бомбардировщики «Веллингтон», базировавшиеся в зоне Суэцкого канала, производили налеты на немецкие аэродромы в Греции и на Додеканесских островах и сбрасывали снабжение осажденным гарнизонам Гераклиона и Ретимнона. Английские эскадрильи, базировавшиеся в Ливийской пустыне, на вооружении которых находились самолеты «Бленхейм», «Мэриленд» и «Бофайтер», производили налеты на войска противника в районе Малеме. Теперь английское командование приняло решение, противоположное тому, которое было принято перед нападением немцев на Крит,— попытаться использовать для защиты Крита истребительную авиацию, базирующуюся на самом острове. В районе Гераклиона подготовили посадочную площадку, на которую из Египта были переброшены 12 истребителей «Харрикейн». При этом два самолета были сбиты огнем своей корабельной артиллерии и четыре получили повреждения при посадке на разрушенную взлетно-посадочную полосу или выведены из строя во время налета немецкой авиации. Несмотря на то что значительное количество немецких самолетов было уничтожено во время налетов нашей авиации на аэродром Малеме, Теддер был не в состоянии изменить ход сражения в воздухе. Немецкая авиация ежедневно совершала на Крит несколько сот самолето-вылетов; английская же авиация производила в среднем менее 20 самолето-вылетов в день.

К счастью, эвакуация английских войск с острова проходила более или менее благополучно, за исключением частей, находившихся в Ретимноне, которые были полностью окружены, уничтожены или взяты в плен. Эвакуация производилась в ночное время. Немецкая авиация еще раз показала свою неспособность помешать эвакуации наших войск.

Из 28000 английских войск, находившихся на Крите, было эвакуировано около 14500 человек. Потери английской авиации за период с 17 мая до конца кампании составили 38 самолетов, потери немецкой авиации — 220 самолетов, в том числе 119 транспортных; кроме того, 148 самолетов противника были повреждены. Потери английского военно-морского флота были очень большими: потоплены три крейсера и шесть эскадренных миноносцев; получили повреждения один линейный корабль, один авианосец, одно вспомогательное судно, шесть крейсеров и восемь эскадренных миноносцев. Такой ценой заплатил Средиземноморский флот Великобритании за срыв операции противника по высадке морского десанта и за спасение своей армии.

Потеря Крита, вслед за потерей Киренаики и Греции, вызвала в военных кругах резкую критику в адрес наших военно-воздушных сил *. Такая критика в целом была справедливой. В Каире многие ответственные лица, включая английского посла в Египте и лорда Маунтбэттена, обвиняли Теддера в недостаточной поддержке с воздуха английской армии и флота.

Захват Балканского полуострова и острова Крит войсками Германии и Италии значительно укрепил их положение и создал прямую угрозу английским морским коммуникациям на Средиземном море. Вместе с этим гитлеровское командование обеспечило правое крыло Восточного фронта для нападения на СССР.

 

 

Взгляд со стороны немцев

(перевод с англоязычного сайта Feldgrau.com)

 

Высадка парашютистов (20 мая 1941 г.)

 

Ранним утром 20 мая волны пикирующих бомбардировщиков и низколетящих истребителей подвергли Малем, Канэ и бухту Суда тяжелейшей бомбардировке, атакуя с бреющего полета даже укомплектованные обученными регулярными войсками защитные сооружения. Большая часть зениток была выведена из строя и защитники были вынуждены укрыться в бомбоубежищах. На подступах к аэродромам, на которые должны были высаживаться десантники, были сброшены бомбы, чтобы вывести из строя телефонные линии.

В 8.00 первые планеры, несущие по 12 человек каждый, приземлились на аэродроме и на пляжах возле Канэ. Приблизительно в это же время на остров высадилось около 2000 парашютистов несколькими волнами с 15-минутными интервалами.  Два из трех парашютов в каждой волне несли контейнеры с оружием и снаряжением. В Малеме парашютные войска прыгали под сильным обстрелом противника из стрелкового оружия. Многие десантники были убиты во время прыжка или сразу после приземления, т.к. под плотным огнем солдаты не могли добраться до контейнеров с оружием, и были вооружены только пистолетом, 4 гранатами и большим ножом.  Один батальон штурмового полка приземлился среди оливковых деревьев и виноградников возле Малема и попал под убийственный огонь пулеметов и тяжелого оружия. Было очень много убитых и раненых и в здании фермы медицинским взводом был развернут пункт оказания первой медицинской помощи, который очень быстро оказался перегружен потоком тяжело раненых десантников. Все планеры были уничтожены противником, т.к. не были прикрыты дымовой завесой во время высадки. Командир 7-й парашютной дивизии генерал-лейтенант Вильгельм Сусманн был убит в бою, а командир десантников, высаживающихся в Малеме, генерал-майор Евгений Мейндль, был тяжело ранен сразу после высадки. Малемская и Канская группы остались без командиров.

Успех Малемской операции зависел от быстроты захвата аэродрома, на который могли сесть планеры с подкреплениями. Для достижения этого необходимо было выбить британские войска с высоты 107, которая возвышалась над аэродромом и прилегающей местностью. Остатки высадившихся в первых волнах десантников одновременно атаковали высоту и аэродром в 15.00. Несмотря на мощное сопротивление и огонь из уцелевших английских зенитных пушек, размещенных поблизости от аэродрома, атакующие захватили северную и северо-западную части аэродрома и поднялись на северный склон высоты 107. Два немецких транспортных самолета вечером попыталось приземлиться, но они им не удалось это проделать из-за сильного пулеметного огня.

Канская группа, которая должна была захватить деревню Суда и город Кания и уничтожить английский штаб, расположенный в этом месте, приземлилась в скалистой местности и многие парашютисты получили травмы при приземлении. Немногие приземлившиеся благополучно собрали оружие и снаряжение и установили контакт со своими товарищами. Здесь немецким парашютистам противостояли новозеландцы, укрывшиеся за оливковыми деревьями, обеспечивающими отличную маскировку снайперам и пулеметным точкам. Отрезанные от своих десантники медленно продвигались навстречу хорошо укрепленному противнику.  

В это время, немецкое командование в Греции решило, что операция идет по плану, т.к. все транспортные самолеты, за исключением семи, успешно вернулись на свои базы. В соответствии с этим предположением (ошибочным, как это выяснилось через несколько часов) транспортники должны быть готовы к полуденной высадке в Гераклионе и Ретимо. Из-за задержки с заправкой эти самолеты выбросили десант несколько позже намеченного времени и высадившиеся оказались без поддержки истребителей и бомбардировщиков. Одна группа парашютистов высадилась между 15.30 и 16.00. Двигаясь под очень сильным огнем британцев, десантники понесли еще большие потери, чем в Малеме, и не смогли выполнить своих задач. Некоторые группы высадились в неправильных навигационных точках из-за ошибок пилотов транспортных самолетов. Приземлившись, немцы обнаружили, что находятся в практически безнадежной ситуации. Средства связи были утеряны в ходе высадки и они не могли установить контакт с другими группами.

Благодаря воздушной разведке и радиосвязи была прояснена обстановка на западе острова Крит – месте высадки первых десантников. К вечеру 20 мая немцами так и не было захвачено ни одного аэродрома, пригодного для безопасной высадки подкреплений. Самые обнадеживающие донесения поступили из Малема, где защитники оставили высоту 107 и оборонительный периметр вокруг аэродрома, который, однако, все еще обстреливался британской артиллерией. К тому же уничтоженные самолеты и планеры загромождали взлетно-посадочные полосы. 20 мая после захвата парашютистами аэродрома на остров должны были приземлиться части 5-й горнострелковой дивизии, но из-за отсутствия пригодного аэродрома им пришлось высаживаться только на следующий день. Канэ остался в руках противника, а изолированные группы десантников, приземлявшиеся в четырех навигационных  точках, не могли даже соединиться друг с другом. Хотя атакующие так и не смогли прорвать сильную оборону и не выполнили намеченные цели, ярость и мощь штурма ошеломила защитников острова.
 
Высадка с моря (20-22 мая)

 

В ночь с 20 на 21 мая британские легкие морские силы прорвали немецкую воздушную блокаду и стали искать немецкие транспорты в Эгейском море к северу от Крита. Адмирал Шустер из-за этой опасности решил отозвать на Милос первый конвой, вышедший к Криту под эскортом итальянского эсминца. На рассвете 21 мая немецкие самолеты обнаружили корабли англичан и подвергли их бомбардировке, потопив один эсминец и повредив два крейсера. К 9.00 воды к северу от Крита были очищены от вражеских кораблей и конвой продолжил движение в направлении Малема.  В течение всего дня немецкие пикирующие бомбардировщики, базирующиеся в Скарпанто и итальянские самолеты, взлетающие с острова Родос, постоянно атаковали британские корабли, двигающиеся на перехват конвоя. Немецкие войска на Крите испытывали жестокую нехватку артиллерии, противотанковых пушек и боеприпасов, но конвой не успел прибыть до темноты из-за плохой погоды. Ночью авиация не могла оказывать свою поддержку. Когда конвой проходил мимо мыса Спаза в 23.00, двигаясь в бухту Суда, произошла неожиданная встреча с кораблями английской морской оперативной группы. Было быстро выведено из строя итальянское эскортное судно и потоплена большая часть высадочных средств. Многие германские солдаты, которые в основном были горнострелками, утонули. Второй конвой, вышедший из Милоса, было решено отозвать к Пиросу, дабы избежать той же участи. В итоге так и не было доставлено морским путем нужных подкреплений и боеприпасов, когда решалась судьба высадившихся на острове.

Утром 22 мая восьмой  авиакорпус начал решительное наступление против британского флота, который, понеся тяжелые потери, был вынужден уйти из Эгейского моря. Битва между Люфтваффе и британским флотом закончилась победой немецкой авиации.
 
21 мая – 1 июня

 

Утром 21 мая несколько самолетов, которые смогли совершить рискованную посадку на пляжах возле Малема, доставили необходимое оружие и аммуницию десантникам в этом районе. Огонь английской артиллерии по-прежнему делал невозможной посадку непосредственно на аэродром. Было решено выбросить еще один парашютный десант возле артиллерийских позиций.

Полковник Бернард Рамке собрал оставшиеся после первого дня 550 парашютистов и сформировал из них резервный батальон. Его задачей было нанести удар по позициям англичан к западу от аэродрома. В это время на аэродроме должны были приземлиться транспортные самолеты с горными егерями, которые с ходу вступили бы в бой. Около полудня 4 роты парашютистов прыгнуло с небольших высот в виноградники возле Малема. Две из них приземлились прямо среди английских позиций и были полностью уничтожены. Две другие присоединились к штурмующим войскам, которые к 17.00 выбили пехоту противника из города Малема и холмов вокруг аэродрома. Высадка эффективно прикрывалась бомбардировочной авиацией, непрерывно атакующей оборону англичан. В этом бою пикирующие бомбардировщики не смогли подавить английскую артиллерию, которая была хорошо замаскирована и соблюдала приказ не открывать огонь пока в зоне видимости есть немецкие самолеты.

Транспортные самолеты с подразделениями 5-й горнострелковой дивизии начали приземляться на малемский аэродром с 16.00, когда ВПП еще находились под артиллерийским и пулеметным огнем. Низколетящие бомбардировщики и штурмовики свели огонь противника к минимуму и высадка прошла без особых потерь. Для расчистки аэродрома от останков сбитых и поврежденных самолетов был использован трофейный английский танк.

После прибытия подкреплений и снаряжения судьба Крита была предрешена. Постепенно на острове сосредоточилась вся 5-я горнострелковая дивизия. Были доставлены гаубицы и противотанковые пушки, которых так не хватало в начальной фазе вторжения.

22 мая генерал-майор Юлий Рингель, командир 5-й горнострелковой дивизии, принял командование над всеми немецкими силами вокруг малемского аэродрома. Его первыми задачами было установить контакт с войсками в Канэ и очистить от противника западную часть острова. Для этого его горные егеря использовали тактику, успешно применявшуюся ими в Греции на горе Олимп и в Термопилах. Карабкаясь со стороны, ранее считавшейся неприступной, горные егеря атаковали противника во фланг или с тыла, где была минимальная оборона. У них не было вьючных животных, и все тяжелое оружие приходилось нести на себе. В борьбе за Крит они строго придерживались девиза «Лучше пролить пот, чем кровь!». В своем тяжелом снаряжении они испытывали лишения днем, когда температура доходила до 130 градусов по Фаренгейту и ночью, когда на высоте 7000 футов (2134 м) было так холодно, что невозможно было заснуть.

На пятый день горные стрелки вышли во фланг британским позициям на востоке от Малема и на следующий день захватили Канэ, главный город Крита. Англичане оказали сильное сопротивление и не проявили желания к сдаче в плен. Они очень хорошо использовали преимущества местности и задерживали немецкое наступление огнем снайперов и станковых пулеметов. Их позиции были защищены проволочными заграждениями и минными полями. Вооруженные группы жителей Крита свирепо дрались в горах, используя хитрость и обман и совершая акты жестокости, калеча и уродуя мертвых и раненых немецких солдат.    

В эти дни дала сбой отлаженная система координации действий авиации и наземных частей. В 13.10 26 мая самолеты «Дорнье» подвергли сильной бомбардировке подразделения 85-го горнострелкового полка, несмотря на то, что последние выложили флаги со свастикой и стреляли белыми сигнальными ракетами. Бомбардировка продолжилась и в 14.00 и оказала очень негативный эффект на боевой дух наземных частей.

Пока в западной части Крита велись ожесточенные бои, немецкая воздушная разведка обнаружила, что некоторые английские самолеты 23 мая  перебазировались на аэродром в Гераклионе и что к восточной части острова морем движутся подкрепления. Было решено подбросить подкрепление немецким войскам возле Гераклиона в виде еще одного парашютного десанта. Пока аэродром находился под угрозой захвата наземными войсками можно было предотвратить возвращение на Крит британской авиации. В Малеме было сформировано четыре группы парашютистов, которые высадились к западу от Гераклиона. Сразу после приземления 28 мая парашютисты соединились с ранее высаженными и предприняли дружную атаку против англичан, уничтожая очаги сопротивления при поддержке пикирующих бомбардировщиков. Ночью войска перегруппировались и рано утром немецкий командующий в Гераклионе отдал приказ захватить город и аэродром. Днем войска были уже на британских позициях. Оказывается, этой ночью гарнизон Гераклиона был эвакуирован английскими судами.

К этому времени английское сопротивление повсеместно закончилось. Немецкие транспорты прибывали в бухту Суда без какого-либо противодействия противника. 29 мая моторизованная разведывательная группа установила контакт с немецкими войсками в Ретимо и прибыла в Гераклион на следующий день. Небольшая группа итальянских войск 28 мая высадились в бухте Сити на восточной оконечности острова и спустя два дня соединилась с немецкими войсками.

После неоднократных столкновений с частями, прикрывающими эвакуацию союзников, немецкие войска к 1 июня достигли южного побережья острова. Сражение за Крит было закончено. Несмотря на запоздалый приказ об эвакуации, британский флот смог вывезти в Египет 14.800 человек.



Хостинг от uCoz