Карты: [Крейсерский танк MK I]
Крейсерский
танк Mk I – Cruiser tank Mk I (A9)
Основной силой
британских танковых сил в двадцатые и в начале тридцатых годов считались
средние танки «Виккерс-Медиум» Mk II
и различные легкие (малые) танки, принятые в качестве разведывательных. Планы
замены Mk II
средним танком Mk III
(16-тонным) и тяжелым «Индепендентом» остались на бумаге из-за высокой
стоимости в период урезания военного бюджета в тридцатые годы. Равным образом
танки А7 и А8, построенные «Ройал Орднанс Фэктори» в Вулвиче в качестве средних,
так и не вышли из стадии прототипа, опять же в основном из-за финансовых
трудностей. Сэр Джон Карден из «Виккерс-Армстронг» (фирмы, строившей средний
танк Mk III)
разработал новый средний танк, получивший обозначение А9 в соответствии с
требованиями Исследовательского комитета Генштаба, составленными на основе
предложений, выдвинутых генерал-инспектором КТК.
Новый танк включал в
себя лучшие черты прерванного в развитии Mk III,
но был значительно легче, поскольку для удешевления производства должен был оснащаться
коммерческим двигателем. Заданная при разработке масса достигала 10 тонн, но
серийные машины оказались тяжелей. Пилотная (первая опытная) модель оснащалась
двигателем «Роллс-Ройс Фантом» II объемом 7,67 л, но он
не позволил достичь требуемой подвижности, поэтому его заменили мотором объемом
9,64 л от автобуса AEC.
В главной башне могла
устанавливаться 2-фунтовая (40-мм) пушка или 3,7-дюймовая гаубица (94-мм, в
варианте Mk I CS), а две передние малые башни имели
пулеметы подобно так и не выпущенному Mk III.
Вместо 2-фунтовой планировали установить 3-фунтовую пушку, однако 2-фунтовая
стала стандартным танковым оружием, когда в 1937 г. началось производство
танка. Определяя требования к будущим танкам в 1936 г., британское военное
министерство выделило два типа танков – крейсерские (практически прежний класс
средних быстроходных) и пехотные. A9, создававшийся как
средний, таким образом превратился в крейсерский танк Mk I.
Испытания опытной
модели начались в июле 1936 г., а на следующий год уже были готовы 125 машин,
50 из которых построила «Виккерс», а 75 – «Хэрлэнд энд Воллф» в Белфасте. А9
находились на вооружении 1-й БТД во Франции до эвакуации из Дюнкерка в июне
1940 г. Они также применялись в Западной пустыне до 1941 года. А9 оказались
слабо бронированы и слишком тихоходны для роли крейсерских. Интересными
конструктивными чертами были внешние тормоза управления на ведущих колесах
заднего расположения (лучшее охлаждение), силовой привод поворота башни и
«точная» подвеска, позднее практически без изменений перешедшая на «Валентайн».
Тактико-технические
характеристики крейсерского танка Mk I
Боевая масса, т |
13,0 |
Экипаж, человек |
6 (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель,
2 пулеметчика) |
Габаритные размеры |
|
Длина, м |
5,8 |
Ширина, м |
2,47 |
Высота, м |
2,62 |
Ширина трака, м |
0,36 |
Бронирование |
Максимальное 14 мм, минимальное 6 мм |
Вооружение |
2-фунтовая
(40-мм) пушка (на Mk I (CS) – 3,7 ``(94-мм)
гаубица), 3 пулемета «Виккерс» калибра .0,303`` (7,7 мм) |
Боекомплект |
100 выстрелов к пушке, 3000 патронов к
пулеметам |
Двигатель |
АЕС Тип А179, 6-цилиндровый, бензиновый, 150
л.с. |
Максимальная скорость км/ч |
40 км/ч |
Тип подвески |
Блокированная, тележки по три катка с
пружинной подвеской и гидравлическими амортизаторами типа «Ньютон» («точная»
подвеска) |
Запас хода, км |
240 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
Брод, м |
0,67 |
Высота стенки, м |
0,9 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,4 |