К списку статей

Крейсерский танк Mk III [фото]

Карты:[Крейсерский танк Mk III(A13)]

Крейсерский танк Mk III – Cruiser tank Mk III (A13)

 

А13 стал важным шагом в развитии британского танкостроения, поскольку положил начало большой серии крейсерских машин с ходовой частью (подвеской) типа Кристи, выпускавшихся в Великобритании во время Второй мировой войны. В сущности они «выросли» из конструкции, созданной американским конструктором Дж. Кристи, но не нашедшей успеха на родине.

Предложение об использовании подвески типа Кристи на британских танках поступило от полковника Ле Ку. Мартеля, одного из пионеров британского танкостроения в двадцатые годы, занимавшего в конце 1936 г. пост помощника директора по механизации в военном министерстве и, таким образом, имевшего возможность влиять на развитие британской БТТ. В сентябре 1936 г., вскоре после вступления в должность, он посетил осенние маневры Советской армии и был под большим впечатлением от танков БТ, которые советские конструкторы создали на основе танка Кристи. Вернувшись в Лондон он высказал мнение, что можно создать танк, намного превосходящий по подвижности А9, находившийся тогда в разработке, если использовать подвеску типа Кристи и мощный легкий мотор.

Были выделены средства на приобретение двух танков Кристи, один из которых с помощью самого Уолтера Кристи прибыл из США уже через месяц. «Моррис Коммерциал Карз Лтд.» (Morris Commercial Cars Ltd.) выступила в качестве посредника при покупке, а танки задекларировали как трактора и привезли без башен. Базовое шасси Кристи включало индивидуальную пружинную подвеску опорных катков большого диаметра и могло двигаться на гусеницах или без них. Испытания показали, что для решения задач, поставленных британскими специалистами, от колесного варианта движения можно отказаться без ущерба для результата. Кроме того, корпус танка Кристи был слишком короток и узок, чтобы установить на него имеющуюся или перспективную британскую башню.  Удельная мощность танка Кристи в 2,5 раза превосходила этот параметр у лучших британских танков, в результате решили использовать его подвеску, удлинив корпус на 10 дюймов и расширив на 5,5 дюймов для установки башни с 2-фунтовой (40-мм) пушкой. В конце 1936 г. выделили средства на разработку двух прототипов и «Моррис Коммерциал Карз Лтд.» предложила проработать детали будущего проекта. Исходный танк Кристи получил обозначение А13Е1, соответственно два прототипа британской постройки – А13Е2 и А13Е3.

В качестве двигателя выбрали «Либерти», как и на танках Кристи, и фирма «Наффилд», партнер «Моррис» должна была строить их по лицензии. А13Е2 в октябре 1937 г. подготовили к испытаниям, которые выявили ряд проблем, связанных с тем, что максимальная скорость танка превышала 35 миль в час. Изменения конструкции включали трансмиссию, снизившую скорость до 30 миль в час (55 км/ч), новые тормоза и траки. К январю 1938 г. большинство трудностей преодолели и выдали заказ на 65 машин (первоначально планировали 50). Испытания А13Е2, теперь уже вместе с А13Е3, продолжались, и ряд новых изменений внесли прежде, чем «Наффилд Механизейшен энд Аэро Лтд.» - компания, созданная «Моррис» для производства вооружений, - начала выпуск танка. Поставки начались в начале 1939 г., и к лету заказ был выполнен. Заказов на данную модель больше не последовало, поскольку потребовалось дальнейшее развитие линии А13. За срок около двух лет эта машина прошла срок от идеи до серийного производства – замечательно быстрая разработка для тех времен. Крейсерский танк Mk III – под таким обозначением он стал известен – использовался 1-й БТД во Франции в 1940 г. и (в небольшом количестве) 7-й БТД в Ливии в 1940-1941 гг.

 

Тактико-технические характеристики крейсерского танка Mk III

 

Боевая масса, т

14,2

Экипаж, человек

4 (командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель)

Габаритные размеры

 

Длина, м

6,0

Ширина, м

2,5

Высота, м

2,55

Ширина трака, м

0,26

Бронирование

Максимальное 14 мм,

минимальное 6 мм

Вооружение

 1 2-фунтовая (40-мм) пушка,

1 пулемет «Виккерс» калибра .0,303`` (7,7 мм)

Боекомплект

87 выстрелов к пушке, 3750 патронов к пулемету

Двигатель

«Наффилд Либерти», V-образный, 12-цилиндровый, 340 л.с.

Максимальная скорость км/ч

48 км/ч

Тип подвески

Кристи

Запас хода, км

144

Преодолеваемые препятствия:

 

Брод, м

0,9

Высота стенки, м

-

Ширина преодолеваемого рва, м

2,25

 

 



Хостинг от uCoz