В 1933 году Управление
вооружения сухопутных войск (Heereswaffenamt - HWaA)
издает секретное распоряжение о незамедлительном начале работ по производству
легкого (5-тонного) танка. Согласно первоначальному плану танк должен был
иметь два пулемета во вращающейся башне, а также располагать броней, способной
противостоять огню стрелкового оружия. В конкурсе на получение заказа участвовали
пять крупных фирм – «Даймлер-Бенц АГ» (Берлин-Мариенфельде), «Хеншель и сын
АГ» (Кассель), «Крупп» (Эссен), MAN (Нюрнбург) и «Рейнметалл-Борзиг»
(Дюссельдорф). В конечном итоге, после тщательной экспертизы представленных
производителями моделей, HWaA был одобрен проект фирмы
«Крупп» (созданный на базе английской танкетки «Карден-Лойд» Mk.
VI). Тут же две крупные фирмы получают правительственный заказ
на окончательную доработку утвержденной модели – «Крупп» отвечал за производство
шасси и гусениц, а «Даймлер-Бенц АГ» работал над корпусом и башней.
Фирма «Крупп» дала проекту имя LKA-I,
а также использовала аббревиатуру LKA/LKB.
Однако Управление вооружения сухопутных войск в целях дезинформации присвоило
танку кодовое название Landswirtschaftlicher Schlepper (La S)
- сельскохозяйственный тягач. Первые три танка были произведены на заводах фирмы
«Хеншель и сын АГ» в конце 1933 г. и в начале февраля 1934 г. прошли испытания.
Танки продолжали обозначаться литерами La S
и LKA-I вплоть до конца 1938
г., когда командование вермахта одобрило и приняло новые наименования военной
техники. С этого момента бронетехника стала официально называться PanzerKampfwagen, данная же модель получила наименование PanzerKampfwagen (MG) (SdKfz 101) I Ausf A
– пулеметный танк I модификации А, машина специального
назначения 101.
Ранние модификации (ohne Aufbau – букв. «без верхней
части») не имели башни, корпус был открыт сверху. Всего их было построено около
15 единиц. Эти шасси были идеально приспособлены для подготовки водителей и
отработки основных тактических приемов (вы можете увидеть такие безбашенные
танки на карте «Обученные экипажи»). Массовое же производство Ausf A началось в 1934 г. фирмой «Хеншель и
сын АГ», получившей правительственный заказ на 150 танков. Всего же было
выпущено 447 танков PzKpfw I Ausf A:
349 фирмой «Хеншель и сын АГ» и 128 фирмой MAN.
Совершенно очевидно,
что немецкие разработчики и производители с самого начала прекрасно видели и
осознавали слабые стороны своего нового танка. Именно поэтому танк
первоначально предполагалось использовать исключительно для подготовки и
обучения экипажей в качестве «учебного» танка, но никак не для участия в
реальных боевых действиях. Тем не менее Ausf A все же пришлось «понюхать пороху» и на
поле боя продемонстрировать слабость своего вооружения и бронирования.
PzKpfw I Ausf A стал первым немецким танком, запущенным
в серийное производство (я не учитываю самые первые немецкие танки А7V,
которых было выпущено всего 20 штук в годы первой мировой войны). Немцы впервые
увидели свое новое оружие в 1935 году, на праздновании нацистского «партийного
дня» в Нюрнбурге.
Танк Ausf A весил порядка 5,4 тонны. Боевой вес
модификации ohne Aufbau
составлял 3,5 тонны.
Экипаж состоял из двух
человек (стрелка-командира и водителя). Танк был вооружен спаренным 7,92-мм пулеметом MG13 «Дрейзе» с
боекомплектом 1525 патронов. Карбюраторный четырехцилиндровый двигатель
воздушного охлаждения «Крупп» М305 (мощностью 57 л.с. или 42 кВт) позволял
танку двигаться с максимальной скоростью порядка 37 км/ч. Запас хода по шоссе
составлял около 145 км. Запас топлива – 145 л – перевозился в двух канистрах в
заднем отсеке танка. Коробка передач 5-скоростная. Легкий танк PzKpfw I имел классическую компоновочную схему.
Трансмиссионное отделение и соответственно ведущие колеса гусеничного движителя
располагались в передней части корпуса. За ним располагалось отделение
управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, а
стрелок-командир - справа. Моторное
отделение находилось в кормовой части. Управление танком осуществлялось с
помощью педалей сцепления, акселератора, тормоза и с помощью двух рычагов,
связанных с бортовыми фрикционами. Панель управления состояла из датчика температуры
масла, тахометра и спидометра. Водитель наблюдал за местностью через смотровую
щель, находившуюся прямо перед его глазами и защищенную закрепленной на петлях
броневой крышкой с двумя смотровыми прорезями. Еще две смотровые щели (также
снабженные броневыми крышками) располагались спереди и сзади в корпусе танка,
но в них уже было только по одной прорези. В башне, смещенной вправо от продольной
оси танка, предусматривались четыре смотровые щели – две сзади и по одной с
каждой стороны. Все щели защищались броневыми крышками, но лишь в двух задних
были смотровые прорези. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный
прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.
Как уже было сказано,
вооружение танка состояло из двух 7,92-мм пулеметов, установленных в общей
маске. Характеристики пулемета: вес с сошкой 10,84 кг, темп стрельбы – 500-600
выстрелов/мин, начальная скорость пули – 770 м/с, емкость магазина – 25 или 100
патронов. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, но стрельба
могла вестись раздельно. Угол возвышения пулеметов составлял 18 `, угол
склонения - 12`. Оружие имело прицел системы Zeiss TZF.2
с 2,5-кратным увеличением. Корпус
сваривался из катаных бронированных листов, расположенных без рационального
наклона. Толщина брони лба корпуса, боков, кормы и лба башни составляла 13 мм,
а бронирование крыши и днища корпуса – всего 6 мм.
Ходовая часть
применительно к одному борту состояла из передних ведущих колес и пяти опорных
катков, причем последний был несколько больше остальных и выполнял функцию
направляющего колеса (ленивца). Ведущие колеса были подрессорены отдельно и
снабжены гидравлическими амортизаторами. Опорные катки соединялись попарно на
продольной внешней балке и были подвешены на листовых четвертьэллиптических
рессорах. Над опорными катками крепились маленькие поддерживающие катки.
Мелкозвенчатая гусеница состояла из 64 звеньев. Радиосвязь осуществлялась с помощью
приемной танковой радиостанции FuG 2 (Funkgerat - радиосвязь) с коротковолновым диапазоном. Радиоприемник при
работе ключом имел радиус действия около 6,5 км, а голосовая связь
устанавливалась в радиусе 3,2 км.
Очевидные недостатки
модификации PzKpfw I Ausf A
вскоре потребовали коренной модернизации танка. Так на свет появился танк PzKpfw I Ausf
В, оснащенный гораздо более мощным 6-цилиндровым карбюраторным рядным
двигателем жидкостного охлаждения типа «Майбах» NL 38 TR.
Более мощный двигатель потребовал увеличения шасси (в целом на 410 мм) и
усовершенствования ходовой части. Теперь все пять опорных катков стали
одинаковыми по диаметру, ведущие колеса по-прежнему подрессоривались
индивидуально, а остальные (сблокированные попарно) крепились на продольной
внешней балке. Кроме этого, каждая гусеница стала состоять из 100 звеньев.
Натяжение гусеницей осуществлялось через расположенные сзади направляющие
колеса. Ленивцы были сильно приподняты с грунта, для того, чтобы увеличение
длины гусеницы не отразилось на маневренности танка. Боевая масса модификации В
увеличилась до 6 тонн, однако более мощный двигатель (100 л.с.) обеспечивал
лучшее соотношение мощности к массе, что позволило даже несколько увеличить
скорость. Также пулеметы MG13
заменили на MG34 и
был увеличен боекомплект до 2250 патронов.
PzKpfw I Ausf
В начал поступать в танковые дивизии с 1935 г. В 1939 г. производство этого
танка прекратили, хотя шасси выпускались вплоть до 1941 г. и использовались для
создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин. Всего было
выпущено 1016 танков PzKpfw I Ausf В.
Тактико-технические
характеристики двух основных модификаций легкого танка PzKpfw I
|
PzKpfw I Ausf A |
PzKpfw I Ausf В |
Дата создания |
1934 г. |
1935 г. |
Боевая масса, т |
5,4 |
6,0 |
Размеры, м |
|
|
длина |
4,02 |
4,42 |
ширина |
2,06 |
2,06 |
высота |
1,72 |
1,72 |
Вооружение |
2х7,92-мм пулемета MG-13 |
2х7,92-мм пулемета MG-34 |
Боекомплект |
1525 патронов |
2250 патронов |
Бронирование, мм |
|
|
максимальное |
13 |
13 |
минимальное |
6 |
6 |
Тип двигателя |
«Крупп» М 304 (1525 об/мин) |
«Майбах» NL
38TR (3000 об/мин) |
Максимальная мощность, л.с. |
57 |
100 |
Экипаж, человек |
2 |
2 |
Максимальная скорость, км/ч |
35 |
40 |
Запас хода, км |
145 |
140 |
Эта модель была
разработана фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 г. и представляла собой по сути новую
машину. Ausf C
(также обозначающийся как VK 601) должен был стать
скоростным разведывательным танком с более мощным, чем у предыдущих моделей
бронированием (10-30 мм) и лучшим вооружением (вместо одного или двух пулеметов
MG13 предполагалось использовать 20-мм пушку EW.141,
спаренную с пулеметом MG34). Ausf C
весил 8 тонн, имел максимальную скорость 65 км/ч и запас хода в 300 км и был
снабжен карбюраторным двигателем «Майбах» HL 45 P
мощностью 150 л.с. Его усовершенствованная подвеска имела по пять (на борт)
опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Подвеска индивидуальная,
торсионная. Правительственный заказ на этот танк состоял из 40 машин и был
выполнен фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 г. Всего несколько машин этой модификации
приняли участие в боевых действиях, большая же часть осталась невостребованной.
Малая бронированная
командирская машина (Kleiner PanzerBefehlswagen) выпускалась в основном на шасси танка PzKpfw I Ausf В, хотя несколько экземпляров были
созданы на шасси PzKpfw I Ausf A.
Танк имел необычную, неподвижную встроенную башню с дополнительным
пространством для радиостанции (приемопередающая радиостанция FuG
6, работающая на ультракоротких волнах, и 20-ваттный передатчик с радиусом
действия до 11 км для голосового сигнала
и 15 км при работе ключом) и откидного стола для карт. Экипаж состоял теперь из
3 танкистов: командира танка, механика-водителя и радиста. Вооружение танка
состояло из одного пулемета MG34 с боекомплектом 900
патронов. Командирская башенка представляла собой две откидывающиеся в стороны
крышки люка на петлях. За период с 1935-1937 гг. было выпущено порядка 200
экземпляров данного танка. Все они направлялись в танковые штабы разного уровня
(от ротного до бригадного) и оставались на службе вплоть до 1942 г.
Танки PzKpfw I Ausf
А и В получили боевое крещение в составе танковых частей легиона «Кондор»,
принимавшего участие в гражданской войне в Испании на стороне франкистов.
Наземными силами легиона командовал полковник Риттер фон Тома (4 ноября 1942
г., уже в чине генерала он был взят в плен англичанами под Эль-Аламейном). В
задачу фон Тома входило не столько проинструктировать и обучить только что сформированные
франкистские танковые подразделения, сколько дать возможность германским танкам
и их экипажам получить реальный боевой опыт. Действия танковых сил легиона стали
генеральной репетицией блицкрига. Вот отрывок из воспоминаний фон Тома:
«Мы считали, что
Испания будет служить для нас европейским полигоном. Во время войны я
командовал всеми сухопутными войсками в Испании…Мы поставляли Франко различную
технику, самолеты и танки. Первая партия немецких танков PzKpfw I прибыла в сентябре. Затем в октябре
поступила вторая, более крупная, партия. Русские танки появились в Испании еще
раньше – в конце июля. Они были мощнее наших танков, вооруженных только
пулеметами, и я обещал солдатам по 500 песет за каждый захваченный русский
танк, так как с удовольствием использовал бы его в наших частях»
Несмотря на отсутствие
точных данных о количестве немецких танковых сил в Испании, известно, что в
разгар гражданской войны на ее территории действовало порядка четырех
батальонов трехротного состава. Если считать, что в каждой роте было
приблизительно 15 танков, мы получаем общую цифру в 180 единиц. Из них танки PzKpfw I Ausf
А и В составляли примерно 2/3 (120 машин), а еще треть были трофейными
советскими танками Т-26. Кстати, именно этот танк, вооруженный 45-мм пушкой,
был основным образцом танковых частей республиканцев.
Несмотря на некоторый
успех, достигнутый частями фон Тома (во многом определявшийся стратегией
массированного использования танков), в целом Испания оказалась неподходящим
плацдармом для немецкой броневой мощи. Однако даже этот не вполне удачный
боевой опыт безжалостно выявил недостатки легких танков типа PzKpfw I,
продемонстрировав слабость их вооружения и бронирования.
В 1938 году легкие
танки приняли участие в аншлюсе Австрии. Правда, им так и не довелось
произвести ни единого выстрела, зато пришлось проделать большой путь (более 640
км), сопровождающийся многочисленными поломками. Эти неудачи стали почвой для
серьезной дискуссии о будущем бронетанковых сил вермахта. В войсках в целом
придерживались того мнения, что испанский и австрийский опыт стал необходимой
проверкой боевых качеств немецких танков и теперь главная задача состоит в том,
чтобы извлечь позитивные уроки из этого опыта. Во-первых, необходимо как можно
скорее разработать и создать более совершенную модель танка, а во-вторых, к
танковым подразделениям квалифицированные службы ремонта и восстановления. Тем
не менее, существовала и другая точка зрения. Впервые у многих зародились
сомнения в эффективности танковых войск вообще. Однако эти сомнения быстро
развеялись после ошеломительного успеха блицкрига в Польше и Франции. Танки PzKpfw I
принимали участие в обеих операциях. Лишний раз доказав свою неэффективность и
низкие боевые качества. Несмотря на это, умелая стратегия принесла вермахту быстрые
победы и способствовала рождению мифа о непобедимости нацистской танковой мощи.
После захвата Дании и Норвегии танки PzKpfw I
сходят со сцены, хотя некоторые из этих машин еще успели принять участие в
боевых операциях на территории Северной Африки и СССР. После этого они
окончательно переводятся в разряд учебных машин.