К списку статей

Panzer I (Sd.Kfz. 101) [фото]

Карты: [Pz Kpfw I Ausf A] [PzKpfw I Ausf B] [(KL Pz Bef Wg) Sd Kfz 265]

История создания

В 1933 году Управление вооружения сухопутных войск (Heereswaffenamt - HWaA) издает секретное распоряжение о незамедлительном начале работ по производству легкого (5-тонного) танка. Согласно первоначальному плану танк должен был иметь два пулемета во вращающейся башне, а также располагать броней, способной противостоять огню стрелкового оружия. В конкурсе на получение заказа участвовали пять крупных фирм – «Даймлер-Бенц АГ» (Берлин-Мариенфельде), «Хеншель и сын АГ» (Кассель), «Крупп» (Эссен), MAN (Нюрнбург) и «Рейнметалл-Борзиг» (Дюссельдорф). В конечном итоге, после тщательной экспертизы представленных производителями моделей, HWaA был одобрен проект фирмы «Крупп» (созданный на базе английской танкетки «Карден-Лойд» Mk. VI). Тут же две крупные фирмы получают правительственный заказ на окончательную доработку утвержденной модели – «Крупп» отвечал за производство шасси и гусениц, а «Даймлер-Бенц АГ» работал над корпусом и башней.

Фирма  «Крупп» дала проекту имя LKA-I, а также использовала аббревиатуру LKA/LKB. Однако Управление вооружения сухопутных войск в целях дезинформации присвоило танку кодовое название Landswirtschaftlicher Schlepper (La S) - сельскохозяйственный тягач. Первые три танка были произведены на заводах фирмы «Хеншель и сын АГ» в конце 1933 г. и в начале февраля 1934 г. прошли испытания. Танки продолжали обозначаться литерами La S и LKA-I вплоть до конца 1938 г., когда командование вермахта одобрило и приняло новые наименования военной техники. С этого момента бронетехника стала официально называться PanzerKampfwagen, данная же модель получила наименование PanzerKampfwagen (MG) (SdKfz 101) I Ausf A – пулеметный танк I модификации А, машина специального назначения 101.

Ранние модификации (ohne Aufbau – букв. «без верхней части») не имели башни, корпус был открыт сверху. Всего их было построено около 15 единиц. Эти шасси были идеально приспособлены для подготовки водителей и отработки основных тактических приемов (вы можете увидеть такие безбашенные танки на карте «Обученные экипажи»). Массовое же производство Ausf A началось в 1934 г. фирмой «Хеншель и сын АГ», получившей правительственный заказ на 150 танков. Всего же было выпущено 447 танков PzKpfw I Ausf A: 349 фирмой «Хеншель и сын АГ» и 128 фирмой MAN.

Совершенно очевидно, что немецкие разработчики и производители с самого начала прекрасно видели и осознавали слабые стороны своего нового танка. Именно поэтому танк первоначально предполагалось использовать исключительно для подготовки и обучения экипажей в качестве «учебного» танка, но никак не для участия в реальных боевых действиях. Тем не менее  Ausf A все же пришлось «понюхать пороху» и на поле боя продемонстрировать слабость своего вооружения и бронирования.

PzKpfw I Ausf A стал первым немецким танком, запущенным в серийное производство (я не учитываю самые первые немецкие танки А7V, которых было выпущено всего 20 штук в годы первой мировой войны). Немцы впервые увидели свое новое оружие в 1935 году, на праздновании нацистского «партийного дня» в Нюрнбурге.

 

PzKpfw I Ausf A

Танк Ausf A весил порядка 5,4 тонны. Боевой вес модификации ohne Aufbau составлял 3,5 тонны.

Экипаж состоял из двух человек (стрелка-командира и водителя). Танк был вооружен спаренным  7,92-мм пулеметом MG13 «Дрейзе» с боекомплектом 1525 патронов. Карбюраторный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Крупп» М305 (мощностью 57 л.с. или 42 кВт) позволял танку двигаться с максимальной скоростью порядка 37 км/ч. Запас хода по шоссе составлял около 145 км. Запас топлива – 145 л – перевозился в двух канистрах в заднем отсеке танка. Коробка передач 5-скоростная. Легкий танк PzKpfw I имел классическую компоновочную схему. Трансмиссионное отделение и соответственно ведущие колеса гусеничного движителя располагались в передней части корпуса. За ним располагалось отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, а стрелок-командир  - справа. Моторное отделение находилось в кормовой части. Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора, тормоза и с помощью двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами. Панель управления состояла из датчика температуры масла, тахометра и спидометра. Водитель наблюдал за местностью через смотровую щель, находившуюся прямо перед его глазами и защищенную закрепленной на петлях броневой крышкой с двумя смотровыми прорезями. Еще две смотровые щели (также снабженные броневыми крышками) располагались спереди и сзади в корпусе танка, но в них уже было только по одной прорези. В башне, смещенной вправо от продольной оси танка, предусматривались четыре смотровые щели – две сзади и по одной с каждой стороны. Все щели защищались броневыми крышками, но лишь в двух задних были смотровые прорези. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.

Как уже было сказано, вооружение танка состояло из двух 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Характеристики пулемета: вес с сошкой 10,84 кг, темп стрельбы – 500-600 выстрелов/мин, начальная скорость пули – 770 м/с, емкость магазина – 25 или 100 патронов. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, но стрельба могла вестись раздельно. Угол возвышения пулеметов составлял 18 `, угол склонения - 12`. Оружие имело прицел системы Zeiss TZF.2 с 2,5-кратным увеличением.  Корпус сваривался из катаных бронированных листов, расположенных без рационального наклона. Толщина брони лба корпуса, боков, кормы и лба башни составляла 13 мм, а бронирование крыши и днища корпуса – всего 6 мм.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из передних ведущих колес и пяти опорных катков, причем последний был несколько больше остальных и выполнял функцию направляющего колеса (ленивца). Ведущие колеса были подрессорены отдельно и снабжены гидравлическими амортизаторами. Опорные катки соединялись попарно на продольной внешней балке и были подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах. Над опорными катками крепились маленькие поддерживающие катки. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 64 звеньев. Радиосвязь осуществлялась с помощью приемной танковой радиостанции FuG 2 (Funkgerat - радиосвязь) с коротковолновым диапазоном. Радиоприемник при работе ключом имел радиус действия около 6,5 км, а голосовая связь устанавливалась в радиусе 3,2 км.

 

PzKpfw I Ausf В

Очевидные недостатки модификации PzKpfw I Ausf A вскоре потребовали коренной модернизации танка. Так на свет появился танк PzKpfw I Ausf В, оснащенный гораздо более мощным 6-цилиндровым карбюраторным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа «Майбах» NL 38 TR. Более мощный двигатель потребовал увеличения шасси (в целом на 410 мм) и усовершенствования ходовой части. Теперь все пять опорных катков стали одинаковыми по диаметру, ведущие колеса по-прежнему подрессоривались индивидуально, а остальные (сблокированные попарно) крепились на продольной внешней балке. Кроме этого, каждая гусеница стала состоять из 100 звеньев. Натяжение гусеницей осуществлялось через расположенные сзади направляющие колеса. Ленивцы были сильно приподняты с грунта, для того, чтобы увеличение длины гусеницы не отразилось на маневренности танка. Боевая масса модификации В увеличилась до 6 тонн, однако более мощный двигатель (100 л.с.) обеспечивал лучшее соотношение мощности к массе, что позволило даже несколько увеличить скорость. Также пулеметы  MG13 заменили на MG34  и был увеличен боекомплект до 2250 патронов.

PzKpfw I Ausf В начал поступать в танковые дивизии с 1935 г. В 1939 г. производство этого танка прекратили, хотя шасси выпускались вплоть до 1941 г. и использовались для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин. Всего было выпущено 1016 танков PzKpfw I Ausf В.

 

Тактико-технические характеристики двух основных модификаций легкого танка PzKpfw I

 

PzKpfw I Ausf A

PzKpfw I Ausf В

Дата создания

1934 г.

1935 г.

Боевая масса, т

5,4

6,0

Размеры, м

 

 

длина

4,02

4,42

ширина

2,06

2,06

высота

1,72

1,72

Вооружение

2х7,92-мм пулемета MG-13

2х7,92-мм пулемета MG-34

Боекомплект

1525 патронов

2250 патронов

Бронирование, мм

 

 

максимальное

13

13

минимальное

6

6

Тип двигателя

«Крупп» М 304 (1525 об/мин)

«Майбах» NL 38TR (3000 об/мин)

Максимальная мощность, л.с.

57

100

Экипаж, человек

2

2

Максимальная скорость, км/ч

35

40

Запас хода, км

145

140

 

PzKpfw I Ausf С

Эта модель была разработана фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 г. и представляла собой по сути новую машину. Ausf C (также обозначающийся как VK 601) должен был стать скоростным разведывательным танком с более мощным, чем у предыдущих моделей бронированием (10-30 мм) и лучшим вооружением (вместо одного или двух пулеметов MG13 предполагалось использовать 20-мм пушку EW.141, спаренную с пулеметом MG34).  Ausf C весил 8 тонн, имел максимальную скорость 65 км/ч и запас хода в 300 км и был снабжен карбюраторным двигателем «Майбах» HL 45 P мощностью 150 л.с. Его усовершенствованная подвеска имела по пять (на борт) опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Подвеска индивидуальная, торсионная. Правительственный заказ на этот танк состоял из 40 машин и был выполнен фирмой «Краусс-Маффей» в 1942 г. Всего несколько машин этой модификации приняли участие в боевых действиях, большая же часть осталась невостребованной.

PzKpfw I Ausf F

В конце декабря 1939 г. Управление вооружения сухопутных войск дает заказ на разработку нового легкого танка, известного на стадии разработки как VK 1801, впоследствии - PzKpfw I Ausf F. Значительное увеличение броневой защиты (до 80 мм) позволяло использовать танк для прикрытия пехоты в ближнем бою. Танк весил 20 тонн и имел подвеску, аналогичную Ausf С, с шахматным расположением опорных катков. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, четырехскоростной коробки передач с синхронизаторами и одноступенчатых планетарных механизмов поворота. Поскольку усиление броневой защиты не могло не сказаться на весе танка, он получился гораздо более громоздким, чем предыдущие модели. Но в то же время значительно возросла проходимость танка за счет использования широких (540 мм) гусениц, а за счет шахматного расположения опорных катков и торсионной подвески – плавность хода. Однако, поскольку танк был снабжен тем же двигателем, что и  Ausf C, его скорость снизилась до 25 км/ч, а запас хода составил всего 150 км. Было изготовлено 30 экземпляров этой машины.

 

 

(KL Pz Bef Wg) SdKfz 265

Малая бронированная командирская машина (Kleiner PanzerBefehlswagen) выпускалась в основном на шасси танка PzKpfw I Ausf В, хотя несколько экземпляров были созданы на шасси PzKpfw I Ausf A. Танк имел необычную, неподвижную встроенную башню с дополнительным пространством для радиостанции (приемопередающая радиостанция FuG 6, работающая на ультракоротких волнах, и 20-ваттный передатчик с радиусом действия  до 11 км для голосового сигнала и 15 км при работе ключом) и откидного стола для карт. Экипаж состоял теперь из 3 танкистов: командира танка, механика-водителя и радиста. Вооружение танка состояло из одного пулемета MG34 с боекомплектом 900 патронов. Командирская башенка представляла собой две откидывающиеся в стороны крышки люка на петлях. За период с 1935-1937 гг. было выпущено порядка 200 экземпляров данного танка. Все они направлялись в танковые штабы разного уровня (от ротного до бригадного) и оставались на службе вплоть до 1942 г.

 

Боевое применение

Танки PzKpfw I Ausf А и В получили боевое крещение в составе танковых частей легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании на стороне франкистов. Наземными силами легиона командовал полковник Риттер фон Тома (4 ноября 1942 г., уже в чине генерала он был взят в плен англичанами под Эль-Аламейном). В задачу фон Тома входило не столько проинструктировать  и обучить только что сформированные франкистские танковые подразделения, сколько дать возможность германским танкам и их экипажам получить реальный боевой опыт. Действия танковых сил легиона стали генеральной репетицией блицкрига. Вот отрывок из воспоминаний фон Тома:

«Мы считали, что Испания будет служить для нас европейским полигоном. Во время войны я командовал всеми сухопутными войсками в Испании…Мы поставляли Франко различную технику, самолеты и танки. Первая партия немецких танков PzKpfw I прибыла в сентябре. Затем в октябре поступила вторая, более крупная, партия. Русские танки появились в Испании еще раньше – в конце июля. Они были мощнее наших танков, вооруженных только пулеметами, и я обещал солдатам по 500 песет за каждый захваченный русский танк, так как с удовольствием использовал бы его в наших частях»

Несмотря на отсутствие точных данных о количестве немецких танковых сил в Испании, известно, что в разгар гражданской войны на ее территории действовало порядка четырех батальонов трехротного состава. Если считать, что в каждой роте было приблизительно 15 танков, мы получаем общую цифру в 180 единиц. Из них танки PzKpfw I Ausf А и В составляли примерно 2/3 (120 машин), а еще треть были трофейными советскими танками Т-26. Кстати, именно этот танк, вооруженный 45-мм пушкой, был основным образцом танковых частей республиканцев.

Несмотря на некоторый успех, достигнутый частями фон Тома (во многом определявшийся стратегией массированного использования танков), в целом Испания оказалась неподходящим плацдармом для немецкой броневой мощи. Однако даже этот не вполне удачный боевой опыт безжалостно выявил недостатки легких танков типа  PzKpfw I, продемонстрировав слабость их вооружения и бронирования.

В 1938 году легкие танки приняли участие в аншлюсе Австрии. Правда, им так и не довелось произвести ни единого выстрела, зато пришлось проделать большой путь (более 640 км), сопровождающийся многочисленными поломками. Эти неудачи стали почвой для серьезной дискуссии о будущем бронетанковых сил вермахта. В войсках в целом придерживались того мнения, что испанский и австрийский опыт стал необходимой проверкой боевых качеств немецких танков и теперь главная задача состоит в том, чтобы извлечь позитивные уроки из этого опыта. Во-первых, необходимо как можно скорее разработать и создать более совершенную модель танка, а во-вторых, к танковым подразделениям квалифицированные службы ремонта и восстановления. Тем не менее, существовала и другая точка зрения. Впервые у многих зародились сомнения в эффективности танковых войск вообще. Однако эти сомнения быстро развеялись после ошеломительного успеха блицкрига в Польше  и Франции. Танки PzKpfw I принимали участие в обеих операциях. Лишний раз доказав свою неэффективность и низкие боевые качества. Несмотря на это, умелая стратегия принесла вермахту быстрые победы и способствовала рождению мифа о непобедимости нацистской танковой мощи. После захвата Дании и Норвегии танки PzKpfw I сходят со сцены, хотя некоторые из этих машин еще успели принять участие в боевых операциях на территории Северной Африки и СССР. После этого они окончательно переводятся в разряд учебных машин.

 

    

 

 

 



Хостинг от uCoz