К списку статей

Panzer II (Sd.Kfz. 121)[фото]

Карты: [ Pz Kpfw II Ausf A] [Pz Kpfw II Ausf B] [PzKpfw II Ausf C]

История создания

Когда стало очевидно, что появление долгожданных средних танков командира взвода и командира батальона – Zügfuhrerswagen и Batallionführerswagen – потребует гораздо больше времени, чем первоначально предполагалось, было принято решение незамедлительно приступить к производству нового легкого учебного танка, недорогого и простого в производстве. Уже в 1934 г. Управлением вооружения сухопутных войск были разработаны тактико-технические требования к танку массой 10 тонн, вооруженному 20-мм пушкой. Будущий танк должен был иметь ряд принципиальных отличий от своего предшественника PzKpfw I. Новой машине требовалась более прочная броня, более мощное вооружение, что означало принципиальное утяжеление будущего танка. Первоначально танк, как и PzKpfw I, предназначался для подготовки личного состава и сколачивания боевых подразделений, но впоследствии оказался гораздо более полноценной машиной.

В июне 1934 года сразу три фирмы – «Крупп», «Хеншель и сын АГ» и MAN  - получили задание на разработку нового 10-тонного легкого танка. Проект фирмы «Крупп» в целом был усовершенствованной модификацией экспериментальной модели  LKA-I (прототипа PzKpfw I) и назывался соответственно LKA-II. Различие состояло прежде всего в вооружении. Новое детище Круппа было снабжено увеличенной башней со спаренными автоматической 20-мм пушкой и пулеметом. Проекты «Хеншель и сын АГ» и MAN отличались от LKA-II только подвеской. После тщательной экспертизы представленных образцов для серийного производства было выбрано шасси фирмы MAN и броневой корпус с башней «Даймлер-Бенц АГ». До тех пор, пока не были сняты ограничения Версальского договора, проект обозначался как «Landwirtschbaftlicher Schlepper 100 (La S 100)» (сельскохозяйственный тягач). Генподрядчиками по серийному выпуску шасси стала фирма MAN, а бронекорпуса и башни «Даймлер-Бенц АГ». Вскоре к их выпуску подключились несколько других предприятий: в 1935 г. – кассельский «Вегманн», в 1936 г. – брайншвейгский MIAG и FAMO из Бреслау.

 

Предсерийные модификации

Первая партия новых танков состояла всего из 10 единиц, сошедших с конвейера в 1935 г. и получивших название 1/La S 100. В конце 1935 г. их переименовали в легкие танки 2 cm MG Panzerwagen (Vs. Kfz. 622) – легкий танк с 20-мм пушкой. А с 1938 г. эти машины находились на вооружении танковых дивизий уже под маркировкой PzKpfw II Ausf а1. Весил новый танк пока только 7,2 тонны, вмещал трех членов экипажа: командира, одновременно выполнявшего функции наводчика, заряжающего, также выполняющего функции радиста, и механика-водителя, а вооружение его состояло из 20-мм автоматической пушки KwK 30 (Kampfwagenkanonne – танковая пушка) и спаренного с ней 7,92-мм пулемета MG-34, который с этого времени становится стандартным танковым пулеметом. Танк был снабжен шестицилиндровым двигателем «Майбах» типа HL 57 TR мощностью 140 лошадиных сил, дисковым сцеплением и шестискоростной коробкой передач. Подвеска по одному борту состояла из переднего ведущего колеса, трех пар маленьких опорных катков на листовых рессорах, соединенных друг с другом продольной внешней балкой , трех поддерживающих катков в верхней части и заднего направляющего колеса (ленивца).

Следующие 15 танков, известных как PzKpfw II Ausf a2, отличались более совершенной системой охлаждения двигателя и улучшенной вентиляцией боевого отделения. 50 танков третьей партии назывались соответственно, как PzKpfw II Ausf a3 и были снабжены улучшенной подвеской и гусеницами. В этой модели силовое и боевое отделения разделялись съемной противопожарной перегородкой. Танки всех трех партий имели скругленную носовую часть, выполненную из одного листа, и 13-мм лобовую броню (при 15-мм бронировании маски пушки).

В 1936 г. появляется на свет следующая модификация нового танка – 2/La S 100 (PzKpfw II Ausf b). Эта модель была снабжена более мощным карбюраторным двигателем («Майбах» типа HL 62 ТR), что привело к увеличению боевой массы до 7,9 тонны. Это, в свою очередь, потребовало для сохранения проходимости более широких гусениц. Всего было построено 25 танков типа PzKpfw II Ausf b. В 1937 г. фирма «Хеншель и сын АГ» внесла существенные изменения и поправки в конструкцию танка, результатом этих изменений стал  танк с проектным номером 3/ La S 100 (PzKpfw II Ausf c). По сравнению с предыдущими модификациями, помимо трансмиссии, самые сильные изменения претерпела подвеска. Три пары малых катков, соединенных внешней балкой, были заменены пятью катками среднего диаметра, каждый из которых был подвешен на четвертьэллиптической рессоре, а количество поддерживающих катков увеличилось с трех до четырех. Существенно повысив плавность хода по местности и скорость движения по шоссе. Именно такая подвеска стала базовой для всех произведенных впоследствии танков PzKpfw II Ausf А, В и С. Так, в 1937 г. на свет родился танк PzKpfw II Ausf А, созданный на заводах фирмы MAN. В 1938 г. появляются PzKpfw II Ausf В и PzKpfw II Ausf С, которые лишь незначительно отличались от первой модификации. В период между 1937 г. и серединой 1940 г. было произведено 1113 таких танков, так что к началу войны  PzKpfw II стал самой распространенной машиной танковых дивизий.

 

PzKpfw II Ausf А, В и С

Боевая масса танка составляла 8,9 тонны. Экипаж состоял из трех человек. Танк был вооружен 20-мм пушкой KwK 30, располагавшейся в левой части сварной башни с помощью цилиндрической маски. Пушка весила 63 кг и имела скорострельность 280 выстрелов в минуту. Питание снарядами осуществлялось из магазинов емкостью 10 выстрелов, полный боекомплект танка состоял из 18 магазинов. Спаренный с пушкой 7,92-мм пулемет MG-34 весил 11,6 кг и имел скорострельность в пределах 800-900 выстрелов в минуту. Питание патронами пулемета осуществлялось из металлической ленты на 150 патронов. Ленты укладывались в специальные коробки (17 коробок составляли боекомплект танка). В качестве мотора использовался карбюраторный двигатель «Майбах» NL 57 TR с жидкостным охлаждением и мощностью 135 л.с. Танк PzKpfw II мог развить максимальную скорость 40 км/ч, а запас хода машины составлял почти 200 км. Топливные баки были рассчитаны на 200 л. Общая компоновочная схема машины оставалась неизменной: двигатель располагался сзади, а силовая передача, трансмиссия и ведущие колеса – впереди. Шестискоростная коробка передач (шесть передних и одна задняя скорость) размещалась в правой части отделения управления.

Кресло механика-водителя находилось слева, напротив единственной смотровой щели со сменным смотровым блоком «Триплекс» прибора наблюдения. Водитель также имел доступ к люку в лобовой броне танка. На некотором отдалении по обеим сторонам корпуса были предусмотрены еще 2 смотровые щели, прикрытые узкими бронированными крышками. Радист, он же заряжающий, располагался в задней части боевого отделения. Там же находились еще одна смотровая щель и второй люк (сбоку от двигателя). Место командира было в самой башне, но поскольку она не имела пола, то кресло закреплялось прямо на стенке башни и вращалось вместе с ней. В башне было четыре смотровые щели – две в левой части, одна в правой и еще одна сзади. В верхней части башни первоначально был лишь узкий люк, но впоследствии (с конца 1940 г.) он был заменен командирской башенкой с восемью перископами для кругового обзора и откидывающейся крышкой люка для входа-выхода. Поскольку башня не была снабжена силовым приводом, ее вращение осуществлялось вручную с помощью маховика ручного привода, имевшего три положения: 1. ( EIN - «включен») – ход включен, блокировка отключена; 2. ( AUS - «свободен») – ход отключен, блокировка отключена; 3. ( EST - «стоп») – ход отключен, блокировка включена. В положении AUS можно было повернуть башню при помощи двух рычагов ручного привода, закрепленных на погоне башни. 

Слева от командира располагалось спусковое устройство 20-мм пушки, справа – пулемета. Для управления огнем использовался телескопический прицел TZF. 4 с 2,5-кратным увеличением. В задней части танка находился ящик для 5 дымовых шашек. Чаще всего они применялись для создания дымовой завесы на открытых пространствах.

В 1939 г. Главное командование сухопутных сил Германии издает специальную инструкцию по подготовке танковых войск вермахта. Специальный раздел инструкции посвящался вооружению танков PzKpfw II. Вот некоторые выдержки из этого документа:

«2-см танковая пушка KwK 30 является превосходным оружием с хорошей бронепробиваемостью и высоким темпом стрельбы. Основным назначением данной пушки является поражение вражеских танков. Они должны расстреливаться прямой наводкой с расстояния 600 м. KwK 30 может также использоваться для уничтожения противотанковых орудий противника, но лишь в том случае, если данное орудие не удается обойти с фланга и расстрелять из пулемета. В данном случае расстояние должно быть не более 500 м. Командир танковой роты может также руководить огнем своего подразделения путем пристрелки цели из орудия своего танка. Проверенным методом поражения цели является непродолжительная (два-три снаряда) стрельба на ходу или с места с занятой огневой позиции. Одновременное использование пушки и пулемета допускается при подавлении и уничтожении артиллерийских расчетов противника или больших войсковых соединений. Благодаря высокой скорострельности и точности стрельбы пулемет остается идеальным оружием для уничтожения незащищенных объектов, как то: живой силы противника, пулеметных точек, расчетов противотанковых и полевых артиллерийских орудий. Пулемет теряет эффективность в случае столкновения с укрепленными позициями противника. Такие объекты необходимо обходить с флангов. Короткие очереди танковой пушки в соединении с точностью наводки позволяют эффективно поражать противотанковые средства и танки противника».

Боевой опыт показал, что у немецких танков PzKpfw II слабое вооружение и недостаточное бронирование. Боевые характеристики можно было улучшить, только усилив бронирование. В машинах первых выпусков лобовая, кормовая и бортовая части танка сваривались из 15-мм катаных броневых листов, на крыше бронезащита была меньше – около 10 мм. Днище представляло собой 5-мм броневые листы. В 1940 г. у танков  PzKpfw II Ausf A, B, C были усилены части бронекорпуса на критических участках, наиболее подверженные вражескому огню. Лобовая броня башни была дополнительно защищена бронелистами толщиной 20 мм, лобовая часть корпуса также усилена до 15 мм. Все эти изменения были внесены исходя из уроков польской кампании. Прежде передний скат и носовая часть корпуса изготавливались из единого гнутого бронелиста, что придавало танку PzKpfw II легко узнаваемый силуэт. Теперь бронелисты были прямыми и соединялись сваркой под углом 70°, что сильно изменило внешний вид танка.

Радиокомплект танка состоял из одного УКВ-передатчика и двух приемников, все члены экипажа снабжались приемно-переговорными устройствами. В левой части кормы танка устанавливалась двухметровая антенна, проведенная из боевого отсека. Связь между командиром и водителем осуществлялась через переговорное устройство. Начиная с модификации  PzKpfw II Ausf A в танке применялась звукоизоляция для того, чтобы шум двигателя не мешал приему радиосигналов.

 

 PzKpfw II Ausf D и E

Н Несколько особняком в семействе машин PzKpfw II стоят танки Ausf D и E. В 1938 году фирма «Даймлер-Бенц» разработала проект так называемого скоростного танка (Schnellkampfwagen) или 8/LaS 138 [(PzKpfw II) (2 cm) (SdKfz 121) Ausf D и E]. Танк предназначался для танковых батальонов легких дивизий. От танка PzKpfw II предыдущих модификаций были заимствованы только башня и корпус, ходовая же часть была спроектирована заново. Подвеска имела с каждого борта по 4 опорных катка большого диаметра (вместо средних на предшествующих моделях) и новые ведущие и направляющие колеса. Двигатель «Майбах»  HL 62 TRM позволял 10-тонному танку развивать скорость более 55 км/ч. Экипаж по-прежнему состоял из 3 человек. Всего было выпущено порядка 50 танков этих модификаций для вооружения легких дивизий, дальнейшее их производство приостановили, а уже существующие танки спешно переделали в огнеметные танки Flammpanzer II или самоходные артиллерийские установки – истребители танков «Мардер» (Marder - Куница).

 

PzKpfw II Ausf F

Последняя серийная модификация PzKpfw II, выпускавшаяся на заводах фирмы ФАМО в Бреслау в период начала 1941 г. – конца 1942 г. В конструкции модели был учтен опыт предыдущих боевых машин, что позволило изначально увеличить толщину лобовой брони до 35 мм, а бортовой – до 20 мм. Танк имел боевую массу в 9,5 т и несколько уступал  Ausf A, B и C в запасе хода. Другим отличием было наличие алюминиевого макета смотрового прибора водителя справа от настоящего. Это было сделано для того, чтобы отвлечь огонь неприятеля от реальной цели. Вот как охарактеризовали новый танк в британской Школе танковой техники в 1943 г.:

«Разработчикам так и не удалось отойти от базовой модели, что делает новый танк по-прежнему ненадежным. Недавняя реорганизация немецких танковых дивизий лишний раз доказывает неуклонное сокращение в полках танков типа PzKpfw II».

Англичане, разумеется, не могли знать о том, что в июле 1941 г. Гитлер принял решение о всемерном наращивании немецкой танковой мощи. Однако эта директива вступила в противоречие с тенденцией к повышению качества боевых машин. В конечном итоге сложилась ситуация, когда проще и выгоднее оказалось продолжать серийный выпуск устаревших танков с заведомо низкими боевыми качествами, чем заниматься проектированием новых моделей. Внедрение усовершенствованных танков означало неизбежный проигрыш во времени. Ситуация осложнялась постоянной нехваткой рабочих рук. При этом производство каждого танка PzKpfw II (без вооружения и оснащения) обходилось рейху в 50 000 рейхсмарок (примерно 1 650 английских фунтов или 6 650 долларов США).

 

Другие модификации

PzKpfw II Ausf G (VK 901). По замыслу конструкторов это должен был быть легкий разведывательный танк, весящий примерно 9,2 т. Существенные изменения вновь претерпели корпус и ходовая часть, которая стала состоять из пяти пар опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Было выпущено несколько экземпляров танка, но он так никогда и не был запущен в серийное производство. Впоследствии 27 башен этой модели использовались как неподвижные огневые точки.

PzKpfw II Ausf J (VK 1601). Эта модель была конструкторской попыткой создания танка поддержки пехоты при максимальном усилении брони «двойки» без отказа от других базовых ее характеристик. Толщина лобовой брони увеличилась до 80 мм, бортовое и кормовое бронирование достигло 25 мм. Все эти изменения привели к значительному утяжелению танка, который стал весить почти 18 т.Двигатель  «Майбах» HL 45 P мощностью 45 л.с. позволял танку развивать скорость до 31 км/ч. Было выпущено всего 22 танка этой модификации. Семь опытных танков VK 1601 были испытаны на Восточном фронте в 12-й танковой дивизии. Танки этой модели производились фирмами МАН и «Даймлер-Бенц».

PzKpfw II Ausf L «Luchs» («Лухс» - рысь) SdKfz 123. Конструкторы учли недостатки предыдущих моделей, поэтому их новый танк VK1303 представлял собой дальнейшее развитие первоначальных проектов VK 901, VK 903, VK 1301. Проект был одобрен и вскоре последовал правительственный заказ на 800 экземпляров данной модели, запущенной в серию под названием PzKpfw II Ausf L «Luchs». Первоначально 100 танков были вооружены 20-мм танковой пушкой KwK 38 L/55 и спаренным с ней пулеметом, по замыслу конструкторов впоследствии они должны были быть перевооружены 50-мм длинноствольной пушкой KwK 39 L/60. «Лухс» был рассчитан уже на четырех членов экипажа и мог развить скорость порядка 60 км/ч. Боевая масса танка составляла 11,8 т. Первые 100 танков поступили на вооружение разведывательных подразделений танковых дивизий и зарекомендовали себя неплохой быстроходной и легкой машиной. Что же касается проекта с более мощной пушкой, то он в целом так и не был реализован. В мае 1943 г. Было выпущено всего несколько танков «Лухс» с 50-мм пушкой. Всего в 1943 г. – начале 1944 г. фирмами МАН и «Хеншель» было выпущено 133 танка  PzKpfw II Ausf L.

VK 1602 Leopard. Был задуман в 1941 г. как машина с усиленной бронезащитой, толщина брони составляла 50-80 мм (башня) и 20-60 мм (корпус), предназначенная для разведки на поле боя (Gefechtsaufklarung). Вес проекта приближался к 26 тоннам. Вооружение состояло из 50-мм длинноствольной пушки KwK 39/1. «Танковая программа 1941 г.» предполагала строительство 339 танков «Леопард» VK 1602, однако, поскольку эта машина к тому времени не отвечала требованиям, предъявляемым армией, данный заказ был аннулирован. Поэтому проект не был запущен в производство, хотя бронированная башня впоследствии была использована фирмой «Даймлер-Бенц» для бронеавтомобилей «Пума» SdKfz 234/2.

 

PzKpfw II Flamm (SdKfz 122)

Очень успешным оказалось применение танков PzKpfw II в качестве огнеметных танков. Для этого использовались шасси моделей Ausf D и E. Вооружение боевой машины состояло из одного пулемета MG-34, установленного в основной башне, и двух огнеметов, установленных в маленьких башенках, расположенных на надгусеничных полках. Огнеметы снабжались отдельными емкостями с огнесмесью (вместимостью по 160 л каждый), которые устанавливались непосредственно позади орудия на надгусеничных полках и защищались специальными бронированными экранами. Стрельба велась с углами возвышения от -10 до +20 и углом горизонтального обстрела 180. Огнеметы могли действовать независимо друг от друга, электроспуск осуществлялся с пускового станка в башне. Дальность стрельбы огнемета составляла порядка 32 м. Танк мог произвести 80 выстрелов по 2-3 секунды каждый. В качестве огнесмеси использовался сжатый азот, воспламеняющийся от ацетилена. Позади башни монтировались гранатометы для дымовых гранат NbK. Стрельбу, как правило, осуществлял командир танка. Самоходные огнеметы широко применялись на Восточном фронте и продемонстрировали свою высокую эффективность в деле поражения живой силы и укрепленных позиций противника. Однако наличие на борту танка огромного количества легко воспламеняющейся огнесмеси делало его крайне уязвимым. Всего в 1940-1941 годах было изготовлено 155 огнеметных танков PzKpfw II (F).        



Хостинг от uCoz