К списку статей

Самоходное орудие StuG III [фото]

Карты: [Stug III Aufs. B] [Stug III Aufs. E] [Stug III Aufs. F]

 

Самоходное орудие StuG III - Sturmgeschütz III (Sd. Kfz.142)

 

Принято считать, что датой рождения штурмовой самоходной артиллерии вермахта является 1935 г., когда генерал-майор Эрих фон Манштейн (Erich von Manshtein) опубликовал свои замечания по принципам взаимодействия танков, пехоты и подвижных артиллерийских подразделений. Он предлагал придать для поддержки пехотным соединениям по дивизиону самоходных штурмовых орудий, состоящему из трех батарей по шесть орудий каждая. Эти предложения не остались без внимания, и в 1936 г. начались работы по создпнию прототипа самой массовой немецкой боевой машины.

Фирма «Даймлер-Бенц» предложила проект самоходки с короткоствольным 75-мм орудием в закрытой броневой рубке, низким силуэтом и мощным бронированием. Проект был поддержан руководством Управления вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt), причем одним из наиболее веских доводов «за» было то, что базой для этих САУ служил танк PzKpfw III, который уже был принят на вооружение, и осваивался в серийном производстве.

 «Нулевая» (пробная) партия из пяти самоходок была готова весной 1937 г. В качестве ходовой части в них использовалось незначительно измененное шасси танка PzKpfw III Ausf. B. В передней части корпуса в низкопрофильной неподвижной боевой рубке размещалось 75-мм орудие StuK 37 L/24 с ограниченными углами наведения по горизонтали (по 12 вправо и влево относительно продольной оси машины). Пушка была смещена слегка вправо, и место механика-водителя осталось на прежнем месте с той лишь разницей, что теперь он находился апереди просторного боевого отделения, вдоль стен которого размещались боеукладки с 44 снарядами. Пулемета для ведения огня по пехоте противника не предусматривалось. В целом машина имела низкий силуэт и неплохое для того времени бронирование. Необычным для штурмового орудия было то,что бронирование крыши достигало 10 мм. Большинство самоходных орудий начала войны имело открытый верх и экипаж мог быть поражен осколками от близких разрывов снарядов и мин. Двигатель «Майбах» HL 108TR мощностью 184 кВт (объем цилиндров 10838 см3) позволял самоходке развивать скорость до 28 км/ч.

Предсерийные машины не участвовали в боевых действиях, поскольку их корпус был изготовлен из простой стали. После испытаний на Куммерсдорфском полигоне их передали в Артиллерийскую школу, где использовали для учебных целей до 1941 г.

Результаты испытаний боевых машин нового типа произвели на командование вермахта двойственное впечатление. С одной стороны, пехота получала бронированные машины, которые могли послужить средством оперативной огневой поддержки, с другой – это штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед танком Pz III, если его вооружить такой же 75-мм пушкой.Танк по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гудериана, был много полезнее любой самоходки с ограниченными углами наведения ее орудия. Мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий вновь разделились, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба, если бы не настойчивость Э. фон Манштейна, который являлся наиболее ревностным приверженцем штурмовой артиллерии, и польская кампания, в ходе которой остро ощущалась нехватка мобильной полевой артиллерии.

 

Sturmgeschütz III Ausf. A

 

В феврале 1940 г. из ворот завода фирмы «Даймлер-Бенц» вышли первые 30 полноценных самоходных штурмовых орудий, получивших название Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone (Sd. Kfz. 142) (бронированный самоходный лафет для штурмового 75-мм орудия), или 7,5 cm Sturmgeschutz III Ausf. A (сокращенно StuG III Ausf. A). Главным отличием серийных машин от прототипа было использование в качестве базы несколько видоизмененного шасси, корпуса и силовых агрегатов танка PzKpfw III Ausf. F. Боевая рубка почти той же конструкции, что и на предсерийных машинах, была изготовлена из листов цементированной брони и крепилась на бронекорпусе болтами.   

По рекомендации артиллерийского комитета для противодействия огню противотанковых ружей и 37-мм противотанковых пушек на всех дистанциях бронирование рубки в лобовой части было увеличено до 50 мм и до такой же толщины была доведена броневая защита маски орудия. Толщина бортовой брони составила 30 мм, крыши рубки 11 мм и верхнего лобового листа корпуса – 27 мм. С левой стороны рубки, на надгусеничной полке располагался прямоугольный бронированный ящик, в котором устанавливалась радиостанция УКВ. Перед ней по левому борту, а также с правой стороны рубки имелись скосы из 9-мм листов гомогенной брони, повышающие снарядостойкость бортов машины. Таким образом САУ StuG III Ausf. A была прекрасно защищена от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии.

Выпущенные в начале 1940 г. StuG III Ausf. A были сведены в три батареи: №640, 659 и 660, которые приняли участие во французской кампании. 640-я батарея воевала в составе полка «Великая Германия» (Gross Deutchland), 659-я – в XIII армейском корусе, а 660-я – в подчинении 3-й дивизии СС «Мертвая голова» (Totenkopf). К концу боевых действий на фронт прибыла спешно сформированная 665-я батарея, которая, впрочем, никак себя не проявила из-за скорого прекращения боевых действий.

 

Sturmgeschütz III Ausf. B

 

Осенью 1940 г. для массового производства штурмовых орудий было выделено специализированное предприятие – фирма «Альмеркише Кеттен-фабрик» (Alkett GMBh). Первую партию из восьми штурмовых орудий она выпустила в октябре. Особенностью этих машин было то, что в качестве ходовой части в них использовалось шасси танка PzKpfw III Ausf. G без каких бы то ни было переделок (специальная «самоходная» база немного отличалась от танковой – главным образом интерьером и отсутствием бортового эвакуационного люка). На шасси крепилась боевая рубка от StuG III Ausf. A. Однако для массового изготовления все-таки приняли видоизмененное «самоходное» шасси, собранное из узлов танка модификации G, а позднее H. Эта модификация получила название  Sturmgeschutz 7,5 cm Kanone Ausf. B. Последние из оставшихся в строю САУ этой модификации применялись в бовых действиях под Сталинградом зимой 1943 г.

 

Sturmgeschütz III Ausf. C/D

 

В марте 1941 г. на вооружение вермахта поступила новая модель – StuG III Ausf. C, отличавшаяся от предудущей улучшенной конструкцией передней части рубки. Главной особенностью модели С и более поздних модификаций стал способ установки пушечного прицела. Для упрочения лобового листа штурмового орудия амбразуру для прицела в нем ликвидировали, а объектив последнего вывели наружу через лючок в крыше. Лобовой лист рубки стал монолитным, что положительно сказалось как на его прочности, так и на технологии произволства. Данная модификация производилась недолго – до мая 1941 г., и всего было выпущено 100 машин, когда на смену Ausf. C пришла почти ничем не отличавшаяся от нее Ausf. D. Даже в официальных немецких документах по выпуску и применению штурмовых орудий эти модели часто именуются как одна – Ausf. C/D.

 

Sturmgeschütz III Ausf. E

 

Последняя модификация StuG III с  коротким стволом (длиной 24 калибра) появилась осенью 1941 г. Своим появлением эта модификация была обязана желанию немецких самоходчиков иметь специализированные командирские машины. Для  установки дополнительной радиостанции (при условии сохранения боекомплекта) необходимо было увеличить объем боевого отделения: прямоугольную бронекоробку на левом крыле машины удлинили вперед, и точно такая же бронекоробка появилась симметрично на правом борту машины. Для упрощения производства с бортов САУ удалили броневые скосы. Поскольку при создании ходовой части модели Е использовались узлы и агрегаты танка PzKpfw Ausf. J, отличавшегося простотой и дешевизной производства, стоимость новой САУ немного снизилась. Переделка оказалась столь удачной, что созданную таким образом командирскую машину запустили в массовое производство и в качестве линейной САУ (в отличие от командирских, линейная StuG III Ausf. E имела всего одну радиостанцию и увеличенный до 50 выстрелов боекомплект), а Ausf. C/D сняли с производства.

 

Sturmgeschütz III Ausf. F

 

Во время боев на территории СССР немцы столкнулись с острой нехваткой мощных мобильных противотанковых средств, и именно штурмовые орудия в наибольшей степени оказались способными бороться с советскими танками. Используя низкий силуэт, хорошее бронирование и малошумный ход своих боевых машин, зная о плохом обзоре из советских танков, немецкие самоходчики нередко подбирались к ним практически вплотную и одним-двумя выстрелами с предельно короткой дистанции подбивали их. Хорошо бронированные САУ с ближней дистанции успешно вели прицельный огонь и по амбразурам ДОТов.

28 сентября 1941 г. Гитлер специальным приказом потребовал увеличения мощности танков и самоходных орудий вермахта. Для экономии времени при создании истребителей танков он предписывал использовать штурмовые орудия, перевооруженные длинноствольными противотанковыми пушками.

В результате появилась модификация StuG III Ausf. F (Sd. Kfz. 142/1). Эти самоходки отличались от более ранних модификаций своим вооружением: на них устанавливалась 75-мм пушка Stuk 40 L/43 с боекомплектом из 54 выстрелов. На крыше рубки монтировался электрический вентилятор. На 182 машинах позднего выпуска толщина лобовой брони рубки и корпуса увеличилась до 80 мм за счет крепления болтами дополнительных броневых плит, что вызвало увеличение боевой массы машины до 23,2 т. 31 машина этой модели из последней производственной серии была вооружена пушкой StuK 40 L/48. Всего было изготовлено 364 единицы САУ этой модификации.

Следующей модификацией StuG III была Ausf. F/8 (Sd. Kfz. 142/1). Базой для этих штурмовых орудий послужили танки PzKpfw III Ausf. J и L, от которых самоходные установки унаследовали все основные изменения в конструкции корпуса. На всех САУ этой модификации устанавливалась пушка  StuK 40 L/48. Кормовая броня машины была увеличена с 30 до 50 мм. Всего было изготовлено 334 единицы StuG III Ausf. F/8.

 

Sturmgeschütz III Ausf. G

 

Последней серийной версией стала модификация StuG III Ausf. G (Sd. Kfz. 142/1). Бронирование машин увеличилось до 80 мм. Некоторые изменения произошли в конструкции крыши рубки. Появилась командирская башенка и жесткая установка оборонительного пулемета MG-34, на части машин прикрытого щитом. С ноября 1943 г. САУ стали выпускаться с новой литой маской пушки типа «свиное рыло» (Saukopfblende).   

  

Модификация

Нулевая

Ausf.A

Ausf.B

Ausf.C/D

Ausf.E

Ausf.F

Ausf.G

Экипаж

4

4

4

4

4

4

4

Боевой вес (кг)

16000

19600

21000

22000

23400

23900

Длина (мм)

5665

5380

5400

5500

6310

6770

Ширина (мм)

2810

2920

2950

Высота (мм)

1950

1960

2150

2160

Клиренс (мм)

375

385

375

385

390

Ширина трака (мм)

360

360-400

380-400

400

Удельное давление на грунт (кг/см2)

0.93

0.94

Марка орудия

StuK 37

StuK 40

Калибр (мм)

75

Длина ствола (кал)

24

43/48

48

Боекомплект (выстрелов)

44

линейная 50

44-54

54

командирская

44

Пулемет

-

-

-

MG-34

Боекомплект (патронов)

-

-

-

300

600

600 (900)

Броня корпуса (мм)

-

50-27-27

50-27-27

50-30-30

50-30-30

50+30-30-30

80-30-30

Броня рубки (мм) 

-

50-30-30

50-30-30

50-30-30

50-30-30

50+30-30-30

80-30-30

Дно и крыша (мм)

16-11

16-11

16-11

16-11

16-11

19-11

Скорость движения (км/ч)

28

30

40

Запас топлива (л)

300

310

Запас хода по шоссе (км)

155-165

155-165

155-165

155-165

155-165

155-165

155-165

Выпущено (шт)

5

30

120

100 (C) и 150 (D) 

284

364 (F) и 334 (F/8)

8071

 



Хостинг от uCoz