ТБ-3 в варианте транспортного самолета
Основным транспортным
самолетом предвоенных советских воздушно-десантных войск по праву считается
четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6), созданный в 1930 году.
ТБ-3 выпускались в нескольких вариантах, в том числе и специальном военно-транспортном,
приспособленном для перевозки тридцати парашютистов или пехотинцев с полной
экипировкой либо 3500 килограммов военных грузов. 16 человек из этого числа,
согнувшись, размещались в крыльях самолета. Значительный объем грузовой кабины
позволял перевозить в ней станковые пулеметы, минометы, ящики с боеприпасами,
топливные баки и легкие орудия (например, 45-мм противотанковые пушки). Более
крупные по размерам артсистемы прицеплялись к нижней поверхности фюзеляжа
самолета в особой каплевидной капсуле с отверстием для ствола и двумя небольшими
колесами. Перед войной проводились опыты по беспосадочному десантированию
этого устройства (с использованием экспериментальных грузовых парашютов или
без них). В середине 30-х годов под фюзеляж ТБ-3 стали подвешивать 1,7-тонные
танкетки Т-27, легкие плавающие танки и бронеавтомобили, десантируемые посадочным
способом.
При транспортировке парашютного
десанта самолет брал на борт 18 (образец 1935 года 30 — 35) десантников с
полным вооружением. Каждой авиационной бригаде ОСНАЗ, а затем воздушно-десантной
бригаде по штату придавался полк ТБ-3 и эскадрилья бипланов П-5 (Р-5) и У-2.
С помощью этих маленьких двухместных машин отрабатывались тренировочные прыжки.
Дальняя бомбардировочная
авиация (ДБА), формирование которой началось с принятием на вооружение ТБ-3,
с самого начала своего существования начала применяться и как военно-транспортная.
С участием ТБ-3 проводился ряд крупных учений и маневров с выброской значительных
парашютных десантов. Перед войной средства транспортировки личного состава
и техники ВДВ организационно входили в части Авиации особого назначения (АОН),
впоследствии ее сменила Авиация дальнего действия (АДД), включавшая в себя
тяжелые бомбардировщики и военно-транспортные самолеты (в том числе и Ли-2).
Кроме того, значительным количеством транспортных машин располагали вспомогательные
части Гражданского воздушного флота (ГВФ), с начала Великой Отечественной
действовавшие в интересах РККА. В ГВФ были сформированы отдельные полки, работавшие
на фронтах, и даже транспортные авиационные дивизии (как, например, 1-я трад
ГВФ, впоследствии 10-я гвардейская, базировавшаяся во Внукове под Москвой).
К июню 1941 года как
бомбардировщик ТБ-3 безнадежно устарел, поэтому основной работой, выполняемой
им, стали транспортные и транспортно-десантные операции. Эти машины принимали
участие в снабжении блокированного Ленинграда и советских частей, окруженных
под Москвой. В период контрнаступления зимой 1941/1942 годов они широко привлекались
к высадке воздушных десантов и последующему снабжению высаженных частей продовольствием
и боеприпасами. Последнее упоминание о ТБ-3 относится к октябрю 1944 года
— в это время в авиации ВДВ еще числилось 22 самолета этого типа.