К списку статей

Бронеавтомобиль wz. 29 "Ursus"[фото]

 Карты: [WZ.29 Ursus]

История

Бронеавтомобиль wz. 29, известный также как "Ursus" («Медведь») был самым тяжелым из всех довоенных бронеавтомобилей Польши. Несмотря на безусловное устаревание к 1939 году, эти машины показали себя удивительно хорошо в боях, находясь в составе 11-го танкового батальона Мазовецкой (Mazowiecka) кавалерийской бригады.

В начале 1929 года Генштаб Польши уже не удовлетворяли недавно созданные полугусеничные бронеавтомобили wz. 28 и была начата разработка нового бронеавтомобиля для кавалерии. Новая машина разрабатывалась под руководством лейтенанта Рудольфа Ганлача (Rudolf Gundlach), который впоследствии стал известен как изобретатель реверсивного танкового перископа, проданного английской компании «Виккерс-Армстронг», и ставшего известным во всем мире как «Танковый перископ MkIV». Было принято решение использовать в качестве базы для нового броневика модернизированное и усиленное шасси двухтонного коммерческого грузовика Ursus "A". Название Ursus было дано итальянскому грузовику S.P.A. 25C, производившегося по лицензии с 1928 года в Варшаве. Первый прототип новой машины «в железе» был готов и испытан в июне 1929 года и принят армией в ноябре того же года под обозначением samochód pancerny wzór 29 – бронированный автомобиль образца 1929 года или сокращено wz. 29. Обычно его называли "Ursus" или "CWS".

Дизайн новой машины был вполне типичен для двадцатых годов. Заметна схожесть броневика с британскими/русскими бронеавтомобилями «Остин» (кормовой пост управления) и французскими бронемашинами White TBC / White-Laffly (башня с оружием, направленным в противоположные стороны). Такое расположение вооружения помогло решить проблемы с балансировкой оружия в башне и было выполнено немного лучше, чем на французских бронеавтомобилях, но зато сделало невозможным сосредоточение огня из всего оружия на одной цели. Испытания прототипа показали, что наряду с хорошими качествами машины – довольно сильное вооружение, достаточное бронирование (для того времени) и наличие кормового поста управления, существуют и очевидные недостатки: низкая скорость и маневренность, высокий силуэт и отсутствие привода на все колеса, в результате чего снижается боевая ценность машины вне дорог. Машина имела большие размеры не из-за значительного внутреннего объема, а из-за высокого клиренса (высота отделения, где размещался экипаж, составляла всего 1,1 м). Вооружение и его размещение быстро устарели. Все вышесказанное послужило причиной тому, что компоновка машины стала устаревшей уже в течение срока службы. Оценивая компоновку бронеавтомобиля с современной точки зрения можно сказать, что внедрение кормового поста управления было хорошей идеей, но недоставало механизма для движения назад с максимальной скоростью. Реальная полезность кормового поста управления была под большим вопросом и в тридцатые годы за счет его демонтажа на бронеавтомобиль устанавливался более сильный и современный двигатель (например, Fiat 122). Другим существенным недостатком была невозможность установки радиостанции (двигательный отсек не был изолирован от отсека экипажа и двигатель создавал сильный шум).

Несмотря на все эти факты было заказано 10 машин. Бронирование корпусов проводилось CWS (Центральными автомобильными мастерскими, впоследствии частью концерна PZInż ) и эта серия была закончена в 1931 году. Общее количество произведенных бронемашин точно неизвестно. Ян Магнуский (Jan Magnuski) считает, что наиболее вероятное число произведенных машин 10 штук (плюс прототип), однако в некоторых ранних публикациях говорится о 13 произведенных машинах (8 боевых и 5 тренировочных на июль 1939 года). В любом случае на 1934 год официально на вооружении Войска Польского состояло 10 броневиков. Известны номера некоторых машин: 6608, 6628, 6753 and 6755.

Преемник wz.29 был разработан, это был бронеавтомобиль wz.31 на шасси формулы 6х4 «Saurer», но проект был прекращен. Новый проект повторял компоновку «Ursus», был более скоростным и имел чуть более высокие характеристики в условиях бездорожья, но за это пришлось заплатить еще более высоким силуэтом, таким же вооружением (которое уже было неадекватно требованиям времени) и значительным повышением цены.

Конструкция

Бронекорпус монтировался на прямоугольную раму. С каждой стороны корпуса находилась дверь, открывавшаяся вперед. Пять окон небольшого размера – по два с каждого борта и одно слева в лобовом листе – прикрывались бронекрышками. Два больших окна обеспечивали обзор водителям обоих постов управления и в боевой обстановке закрывались бронекрышками с оптическими блоками. Радиатор был защищен бронекрышкой, которую со своего места мог поднимать и опускать водитель броневика. Под ней перед радиатором находилась одна фара.

Wz.29 «Ursus» оснащался четырехцилиндровым четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения «Урсус-2А» с рабочим объемом 2873 см^3, который развивал мощность 25,7 кВт (35 л.с.) при 2600 об/мин, что позволяло бронемашине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 35 км/ч. Емкость топливного бака составляла 100-110 литров. Механическая коробка передач обеспечивала движение вперед на 4 скоростях и задний ход.

Ходовая часть бронемашины с ведущим задним мостом соединялась с корпусом при помощи подвески с полуэллиптическими листовыми рессорами. На колесах использовались шины высокого давления размером 32-6. позже их заменили шинами низкого давления, так называемыми «баллонами», обеспечивающими повышенную проходимость. Задние колеса были сдвоенными.  

На корпусе машины устанавливалась восьмигранная башня. В ее лобовом листе в круглой маске была смонтирована 37-мм пушка, слева в борту – 7,92-мм пулемет и на крыше справа – маска для зенитного пулемета. В бортах башни имелось одиннадцать смотровых щелей, на крыше был предусмотрен двустворчатый люк. Экипаж  wz.29 состоял из четырех человек: водителя, кормового водителя, командира машины, выполнявшего функции наводчика и стрелка, кормового стрелка. Бронеавтомобиль не имел средств связи.

Следует упомянуть, что башня, сперва сконструированная только для бронеавтомобиля wz.29, нашла широкое применение в войсках. Такими башнями (обычно в невооруженном варианте) были оснащены несколько бронированных локомотивов серии Ti3 нескольких польских бронепоездов (например, "I Marszalek"), в качестве наблюдательных и командирских башенок. Башни с 37-мм пушками в прямоугольной установке (или иногда только с одним пулеметом) устанавливались на некоторых польских речных судах: 3 артиллерийских катерах класса "Z", 1 тяжелом бронекатере ORP "Nieuchwytny", 4 легких бронекатерах LKU 16-19, 5 легких бронекатерах LKU 25-29 и 3 речных минных заградителях T 1-3.

Вооружение и бронирование

Основное вооружение бронеавтомобиля – 37-мм нескорострельная французская пушка с длиной ствола 21 калибр wz.18 (SA-18) Puteaux («Пюто»), расположенная в башне. Это было простое, довольно надежное и точное оружие, однако его основным предназначением была борьба с пехотой и пулеметными гнездами. Скорострельность – 10-15 выстрелов в минуту. 96 снарядов размещались в коробках по 24 выстрела (4 коробки). Пушка имела телескопический прицел с увеличением в 1,5 раза и ее наведение на цель могло осуществляться при помощи плечевого упора. Пушка монтировалась в Польше. По французским данным начальная скорость снаряда образца 1892 года была 388 м/с (снаряда образца 1916 года – 367 м/с), вес – 0,5 кг (0,555 кг), вес взрывчатого вещества в снаряде – 15 г (30 г), дальность стрельбы – 2,5 км. Бронепробиваемость была слабой - 12 мм, но она была достаточной для борьбы с современными бронемашинами на ближней дистанции (по другим сведениям скорость снаряда составляла 495 м/с и бронепробиваемость была выше - 15 мм/ 500 м).

Вспомогательное вооружение – 7,92-мм пулеметы wz. 25 Hotchkiss. Это была вариация 8-мм пулемета Hotchkiss Mle.14, использующая более мощные патроны Маузера. Начальная скорость пуль была высокой – 700 м/с, однако качество охлаждения ствола оставляло желать лучшего и оружие нуждалось в доработке. Один пулемет размещался в левой части башни (если смотреть на бронеавтомобиль спереди), под углом 120 градусов к пушке. Командир не мог использовать пушку и пулемет одновременно. Второй пулемет находился в кормовой бронеплите, справа от сиденья заднего водителя, для стрельбы из него был нужен задний стрелок. В начале службы  на броневиках устанавливался еще и третий, зенитный, пулемет в правой верхней части башни, но он был неэффективен и в середине 30-х все зенитные пулеметы были демонтированы. Боезапас пулеметов – 4032 патрона (в 16 лентах по 252 патрона). Пулеметы имели телескопические прицелы.

Бронированный корпус был обшит стальными плитами из хромоникелевой стали. Его форма характеризовалась довольно рациональными углами наклона бронеплит. Толщина брони колебалась в пределах 4-10 мм: лоб корпуса – 7-9 мм, корма – 6-9 мм, борта и крышка двигателя -9 мм, крыша и днище – 4 мм (более толстыми были вертикальные плиты), башня со всех сторон – 10 мм. Броня защищала от бронебойных пуль на дистанции свыше 300 м и от обычных пуль и осколков на любом расстоянии.

Камуфляж

Бронемашины окрашивались согласно стандартной трехцветной маскировочной схеме: серо-песочные и темно-коричневые пятна на оливково-зеленом фоне. Цветные пятна наносились краскораспылителем, имели расплывчатые очертания и располагались главным образом горизонтально. Форма пятен не регламентировалась, хотя первоначально в 1935-1936 годах пятна были больше вытянуты по вертикали.

В период с 1932 по 1935 год была принята так называемая «японская» схема камуфляжа: яркие желтовато-песочные, темно-зеленые и темно-коричневые пятна имели тонкую черную обводку. В зимнее время бронеавтомобили окрашивались в белый цвет. Никакие опознавательные знаки на их корпуса не наносились. Перед войной броневики носили в учебных целях тактические знаки светло-голубого цвета – круги (1-й взвод), треугольники (2-й взвод) или квадраты (3-й взвод). Номера рисовались на лобовом листе моторного отделения только до 1937 года.

Боевое применение

Первый взвод, состоящий из трех броневиков wz. 29, участвовал в кавалерийских маневрах летом 1931 года (вместе с 10 танкетками Карден-Лойд MkVI и 15 новейшими танкетками TK) В тридцатых годах польские бронетанковые войска были реорганизованы и бронеавтомобили Ursus находились в Львове, Познани, Бидгоше и Суравице. В итоге к началу 1936 года все 10 машин wz.29 оказались сосредоточены в учебном центре бронетанковых войск (CWBrPanc) в Модлине, к северу от Варшавы. Они использовались в качестве учебных машин в 11-м танковом батальоне (batalion pancerny).

В конце августа 1939 года в ходе мобилизации 8 машин в качестве разведывательных находились в 11-м танковом батальоне, в свою очередь входившем в состав Мазовецкой кавалерийской бригады (армия «Модлин»). Семь машин составляли эскадрон бронеавтомобилей батальона, восьмая была машиной командира батальона – майора Стефана Маевского. Командир эскадрона бронеавтомобилей – лейтенант Мирослав Яросинский, командиры взводов – лейтенант М. Нахорский и оружейный офицер С. Воджезак.

С самых первых дней войны бронеавтомобили (и танкетки) 11-го батальона интенсивно использовались для разведки, добывая информацию о враге. Но скоро их основной задачей стало участие в прикрытии отступающих польских частей и предотвращении их окружения превосходящим противником. Боевой путь этих уже устаревших машин был относительно успешным. Вот основные эпизоды боев, в которых принимали участие броневики эскадрона бронеавтомобилей 11-го танкового батальона:

·   Вечером первого сентября 1939 года 2-й взвод бронеавтомобилей пресек попытку проникновения на территорию Польши немецкого разведывательного подразделения 12-й пехотной дивизии и уничтожил все 3 немецких легких бронеавтомобиля. Было повреждено 2 польские машины Ursus.

·   Третьего сентября была потеряна одна машина в бою с разведывательным подразделением танковой дивизии "Kempf". В этот день все бронеавтомобили эскадрона прикрывали 11-й уланский полк от атак третьего батальона полка СС "Deutschland".

·   Четвертого сентября 1-й взвод прикрывал 7-й уланский полк в атаке на деревню Жуки. Польские машины уничтожили 2 немецких танка PzKpfw I, пытавшихся окружить позиции улан. Лейтенант Нахорский уничтожил штабную машину с арткорректировщиком и захватил немецкие карты.

·   Седьмого сентября броневики Ursus, поддерживая атаку 7-го уланского полка, уничтожили 2 немецких бронеавтомобиля, потеряв один свой.

Тринадцатого сентября батальон был переброшен в расположение кавалерийской бригады. Тем временем батальону были приданы 2 бронеавтомобиля wz.34 из 61-го танкового батальона. Возле маленького городка Seroczyn (к юго-востоку от Варшавы) 1-й взвод бронеавтомобилей, следуя в авангарде батальона, столкнулся с боевым охранением группы «Штейнер» из танковой дивизии "Kempf". Немецкое подразделение включало мотоциклетную роту, взвод бронеавтомобилей, противотанковые и пехотные пушки. В коротком бою 2 вражеских бронеавтомобиля было уничтожено, но был потерян один Ursus (подбит противотанковой пушкой), и польское подразделение отступило. Вскоре подтянулись основные силы противника и вошли в город, поляки отступили за реку Swider. Майор Маевский сформировал боевую группу из своего 11-го батальона, солдат из разбитых польских частей, рассеянных неподалеку, артиллерийской батареи, найденной в лесу без лошадей, и подошедшей 62-й разведывательной танковой роты. Затем поляки попытались этими силами атаковать противника на другом берегу реки, но потерпели неудачу. Бронеавтомобили пытались форсировать реку через мост, но первая же машина, въехавшая на мост, была подбита огнем противотанковой пушки, а танкетки на правом фланге завязли на заболоченном лугу. Основные силы группы «Штейнер» при поддержке танков и артиллерии заставили отступить ослабленное польское подразделение. Общие потери поляков в этом бою – 2 бронеавтомобиля wz.29, 1 (или оба) wz.34 и несколько танкеток. Немцы понесли небольшие потери, но было на некоторое время приостановлено их наступление на Вистулу. Благодаря этому кавалерийская группа генерала Андерса смогла выйти из окружения. Вечером 11-й батальон вывел из строя разведывательное подразделение 1-й пехотной дивизии (потерявшее в бою командирскую бронемашину).

Ослабленный батальон был присоединен к частям армии «Люблин» в Люблине (здесь были сконцентрированы лучшие польские бронетанковые части – Варшавская мото-механизированная бригада). Последние бронеавтомобили были уничтожены 16 сентября возле города Zwierzyniec, т.к. они не могли проехать по неровным песчаным лесным дорогам, чтобы отступить к юго-востоку от Люблина (они погружались в песок по самую ось). К тому же танки нуждались в  остатках топлива для последнего боя, произошедшего 18 сентября.
 
 Несколько машин
wz.29 могли быть отремонтированы немцами и использоваться в оккупированной Польше. Ни один бронеавтомобиль wz.29 не сохранился после войны.

 

 

 



Хостинг от uCoz